Звукоизолирующие характеристики кабин маневренных воздушных судов государственной авиации

05 сен 2018


Цель статьи — исследование звукоизоляции кабин воздушных судов маневренной авиации в аспекте обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного состава. Показано, что основным источником шума в кабине воздушного судна во время полета являются силовые установки. Однако акустические колебания имеют не только аэродинамическое происхождение, но и обусловлены появлением структурного шума, образующегося при работе двигателей, жестко связанных с корпусом планера. При исследовании звукоизоляции кабины воздушного судна по эквивалентному уровню звука установлено, что значение этого показателя колеблется от 25 до 31 дБА, причем в низкочастотном, инфразвуковом и высокочастотном диапазонах звукоизоляция достигала максимальных значений (32–45 дБ), а в среднечастотном диапазоне не превышала 30 дБ. В кабине воздушного судна акустические показатели достигают максимальных значений (112–113 дБА) при взлете, в процессе выполнения горизонтального полета на заданной высоте шум в кабине воздушного судна достигает 100 дБА, а инфразвук — 101 дБ Лин. На рабочих местах летного состава эквивалентный уровень звука равен 99 дБА, что значительно выше предельно допустимых уровней (80 дБА): условия труда соответствуют вредному классу труда 3.2. Эквивалентный общий уровень звукового давления не превышал предельно допустимых значений для инфразвука, что соответствует допустимому классу 2 по инфразвуку. Показано, что у летного состава имеются риски развития шумовой патологии, в первую очередь нейросенсорной тугоухости. Наличие у летного состава защитного шлема не требует использования дополнительных средств индивидуальной защиты от шума, поскольку такой шлем в полосе частот от 125 до 8 тыс. Гц обеспечивает ослабление звука не менее чем на 15–35 дБ. Показано, что звукоизоляция кабины воздушных судов маневренной авиации во время полета в области инфразвуковых и низких частот ухудшается, а в области средних и высоких частот она сохраняется на прежнем уровне. Результатами исследований обосновано, что кабины воздушных судов маневренной авиации вследствие конструктивных особенностей хорошо защищены от внешних акустических колебаний.
 
С.П. Драган, В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов, В.В. Харитонов, М.В. Сомов, А.А. Мищенко
Статья планируется к публикации в девятом номере журнала

Федеральные новости

Региональные новости