Внедрение элементов психологического тестирования в электронные инструктажи для выявления степени рефлективности-импульсивности работников

13 янв 2016


Для производств и видов деятельности с повышенной опасностью рассмотрены вопросы целесообразности выявления индивидуально-психологических особенностей работников с помощью тестирования в процессе вводного инструктажа, включающего результаты исследований по выяснению тех психических свойств и состояний человека, на основе которых строится его нежелательное поведение, приводящее к авариям и травмам.

Современные статистические данные о несчастных случаях на производстве показывают, что около 80–90 % из них происходят по вине работников. В условиях роста мощностей производственных средств возрастает и цена человеческой ошибки, снижаются непосредственные человеческие возможности для противостояния опасным ситуациям. Кроме того, в результате постоянного контакта с техникой происходит привыкание к возможным опасным ситуациям и нарушению безопасности рабочего процесса. Причинами несчастных случаев на производстве становятся не только недостаточные знания работника или низкий уровень его квалификации, но и зачастую неспособность работника по тем или иным причинам воспринимать и своевременно реагировать на возникшую критическую ситуацию. Возникает закономерный вопрос, возможно ли заранее выявить у работника свойства личности, которые рано или поздно могут привести к трагедии?
 Существует развитая область в рамках ряда отраслей психологической науки — психология безопасности. В психологии разработано множество методов, с помощью которых наблюдаются, диагностируются, количественно оцениваются различные индивидуально-психологические особенности человека. Методами психодиагностики являются тесты и анкеты-опросники. Наиболее известным диагностическим методом, способным служить для определения тех психических свойств человека, которые можно  использовать для предсказания степени его внимательности и ответственности по отношению к средствам и правилам техники безопасности труда, является классический американский тест «Сравнение сходных фигур» Дж. Кагана — лучший в настоящее время в мировой практике метод диагностики такого психического свойства как рефлективность-импульсивность. 
Выбор известной и зарекомендовавшей себя методики порождает ряд задач, направленных на ее адаптацию для конкретных целей. В частности, встает вопрос о внедрении методики тестирования Дж. Кагана в реальные бизнес-процессы по работе с персоналом на промышленных предприятиях с соблюдением всех нравственных и правовых аспектов использования технологий психологического тестирования при принятии кадровых решений или решений, связанных с охраной труда работников.
Одним из таких процессов, на стадии которого целесообразно выявление индивидуально-психологических особенностей работника, является вводный инструктаж по охране труда. 
 
Скотникова И.Г., Большакова С.П., Грищенко Я.И., Караченцева М.С.
Статья планируется к публикации в первом номере журнала за 2016 г.
 

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости