Риск-ориентированный подход к организации надзорной деятельности в области промышленной безопасности

20 фев 2016


Система показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности должна быть дополнена показателями «конечного эффекта», основанными на применении риск-ориентированного подхода. Предложено внедрить динамическую систему оценки риска, учитывающую состояние соблюдения на объекте обязательных требований, а также исключить из числа параметров показатели производительности опасных производственных объектов, которые не имеют прямой связи с безопасностью на объекте.
В настоящее время в Российской Федерации формальная система показателей эффективности деятельности контрольно-надзорных органов определена в постановлении Правительства Российской Федерации. Практически все показатели данной системы характеризуют деятельность контрольно-надзорного органа, но не состояние контролируемой сферы. Система показателей эффективности контрольно-надзорной деятельности должна быть дополнена показателями «конечного эффекта», основанными на применении риск-ориентированного подхода. С учетом российского и зарубежного опыта предлагается использовать трехуровневое деление поднадзорных субъектов по риску с добавлением отдельной категории субъектов особого риска. Все субъекты (промышленные объекты) должны входить в одну из четырех категорий: особого риска; высокого риска; среднего риска; низкого риска. Для отнесения проверяемого субъекта к одной из указанных категорий предлагается на первоначальном этапе использовать статическую систему оценки степени риска (идентификацию) с последующим переходом к динамической системе.
Внедрение динамической системы оценки повышает эффективность применения риск-ориентированного подхода, поскольку позволяет сосредоточить ресурсы на проверках хозяйствующих субъектов, наиболее проблемных в соответствующий момент времени. Однако динамическая система более сложная и затратная в реализации, так как подразумевает необходимость классификации и учета всех выявленных нарушений в отношении проверенных субъектов.
Для осуществления качественного перехода от статистической модели риск-ориентированного надзора к динамической Ростехнадзор проводит мероприятия по созданию системы дистанционного мониторинга технологических процессов на ОПО с применением современных информационных технологий. 
Необходимо внесение изменений в Федеральный закон № 116-ФЗ, направленных на внедрение динамической системы оценки риска, учитывающей состояние соблюдения на объекте обязательных требований, а также исключение из числа параметров показателей производительности ОПО, которые не имеют прямой связи с состоянием безопасности на объекте.
Короткий А.А., Кинжибалов А.А., Панфилов А.В., Курилкин Д.А.
Статья планируется к публикации во втором номере журнала.
 

Федеральные новости

Региональные новости