Показатели опасности аварий на российских магистральных трубопроводах

26 ноя 2015


В относительно стабильные периоды эксплуатации опасных производственных объектов (т.е. находящихся в состоянии гомеостаза) для анализа и оценки опасности аварий на них вполне пригодны традиционные показатели аварийности и травматизма. Если же основная производственная деятельность претерпевает существенные качественные и количественные изменения, то абсолютные показатели аварийности и травматизма необходимо дополнять риск-ориентированными показателями опасности аварий.
 
Аварийность и травматизм в промышленности – трагическая и оборотная сторона эксплуатации опасных производственных объектов. Для взвешенной оценки уровня опасностей аварий первоначально важно знать динамику состояния основной производственной деятельности. Трубопроводный транспорт занимает в Российской Федерации лидирующее положение по грузообороту на него уже с середины 1990-х гг. и вплоть до 2010 г. приходилась почти половина российского грузооборота. Это прогрессивный, экономически выгодный вид транспорта, ему присущи: универсальность, отсутствие потерь грузов в процессе транспортировки при полной механизации и автоматизации трудоёмких погрузочно-разгрузочных работ, возврата тары и др. В результате этого снижается себестоимость транспортировки (например, для жидких грузов в 3 раза ниже по сравнению с перевозкой их по железным дорогам). Нефть, нефтепродукты и природный газ – основные грузы магистрального трубопроводного транспорта России.
Чтобы развивать и совершенствовать действительно эффективные системы обеспечения безопасности, требуется подробная и динамичная «карта опасностей». Она должна давать беспристрастную картину происходящего: какие и где опасности имеются в системе поднадзорных объектов, что с ними происходит, как меняются. Фактически «карта опасностей» – это упорядоченный набор значений соответствующих показателей  исследуемого явления, в данном случае – опасности аварий.
Приведенные в статье риск-ориентированные показатели опасности аварий на  магистральном трубопроводном транспорте  не отменяют, а только дополняют традиционные показатели аварийности и травматизма – «высвечивают» опасности аварий в переходные и кризисные периоды. Для относительно стабильных, динамически устоявших систем поднадзорных опасных производственных объектов (находящихся в состоянии гомеостаза) традиционные показатели аварийности и травматизма вполне пригодны, в достаточной степени представительны для формирования соответствующей «карты опасностей». Если же основная производственная деятельность претерпевает существенные качественные и количественные изменения, то абсолютные показатели аварийности и травматизма необходимо дополнять риск-ориентированными показателями опасности аварий.
Радионова С.Г., Жулина С.А., Кузнецова Т.А., Печеркин А.С., Кручинина И.А., Гражданкин А.И. 
Статья планируется к публикации в одиннадцатом номере журнала

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости