Особенности федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации»

14 сен 2015


Рассмотрены некоторые спорные, по мнению автора, положения принятого 19 июля 2015 г. Государственной Думой Федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации», которые могут оказать негативное влияние на эффективность его правоприменения.
Принятый 19 июля 2015 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации» (Закон № 162-ФЗ) крайне необходим стране для форсированного внедрения передовых технологий, решения вопросов импортозамещения, повышения экспортного потенциала промышленности. В рамках программы национальной стандартизации установлена цель: за три года разработать около 6 тыс. стандартов, в которых будут зафиксированы результаты инновационной деятельности. Учитывая важность поставленных задач, уместно обратить внимание на некоторые спорные положения Закона № 162-ФЗ. 
Принцип добровольности применения документов в области стандартизации, в том числе национальных стандартов, не позволяет решать задачи обеспечения безопасности объектов стандартизации, снижает эффективность обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации. 
Принятие же другого нововведения — статьи 27 Закона № 162-ФЗ «Ссылки», на которую возлагают большие надежды как на прорывной механизм развития экономики нового качества, может спровоцировать прямо противоположный эффект — торможение темпов ее роста. 
В Российской Федерации не решена и даже не поставлена задача получения объективной оценки безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах. Технически обоснованным представляется подход, основанный на учете и оптимизации большого числа взаимоисключающих требований из различных областей техники, осуществляемый в едином центре оценки соответствия. Вместо этого возобладал подход понятийный, опирающийся на ложное представление о том, что вопрос оценки и обеспечения безопасности продукции может быть решен простым суммированием сертификатов, собранных изготовителем в изолированных друг от друга органах по сертификации. Возвращаясь к теме ссылок, следует отметить, что при разработке и утверждении нормативных правовых актов существенно возрастут их объемы, так как согласно п. 4 статьи 27 Закона № 162-ФЗ упоминаемые в качестве ссылок тексты национальных стандартов и справочников должны прилагаться к проектам документов. Невозможно представить, насколько увеличатся в правительственных ведомствах штаты государственных служащих, выполняющих совершенно бесполезную работу по бесконечному перелопачиванию справочников, 25–30 тыс. национальных стандартов, по подготовке и непрерывной корректировке перечней ссылок (пп. 5 и 6 статьи 27 Закона № 162-ФЗ).
Принимая же в очередной раз на веру зарубежные наработки (рекомендации Европейской экономической комиссии ООН по использованию ссылочных материалов), не создав при этом сбалансированную систему отбора ссылок на показатели качества и стандарты, мы вместо повышения качества продукции получим лоббирование интересов отдельных компаний, проблемы с организацией закупок, рост бюрократизации процесса. Не хотелось бы.
 
Нейман В.Б. 
Статья планируется к публикации в девятом номере журнала
 

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости