Обеспечение безопасности использования грузовых вагонов, изготовленных из импортных сталей

18 фев 2016


Проанализирована возможность применения иностранных сталей в конструкции грузовых вагонов колеи 1520 мм. Определены химический состав и механические характеристики стали марок S355ML и S355MLH. Выполнен сравнительный анализ технического состояния вагонов-аналогов из отечественной и импортной стали после окончания нормативного срока службы.
В России, как и в бывш. СССР, для производства отдельных видов грузовых вагонов используют импортные стали. Широкого применения такая практика не получила. Однако по ряду причин некоторые типы подобных вагонов успешно эксплуатируют на железных дорогах колеи 1520 мм. Этому способствуют свойства материала, обеспечивающие технологичность изготовления отдельного типа подвижного состава или безопасную перевозку грузов, а также расположение вагоностроительных предприятий за пределами Российской Федерации, для которых применение импортных сталей по ряду причин экономически выгодно. При этом свойства используемых сталей удовлетворяют требованиям отечественных нормативных документов. При проектировании вагонов из импортных сталей для эксплуатации по отечественным железным дорогам установлен порядок оценки возможности применения новых материалов. Возможность применения стали марок S355ML и S355MLH оценивали по европейским стандартам EN10025-4 и EN10219 соответственно. Необходимость проведения испытаний обусловлена тем, что в отечественном вагоностроении не применяют сталь класса прочности 500 и выше. Кроме того, требования европейских стандартов EN10025-4 и EN10219 существенно отличаются от требований ГОСТ 19281—2014, согласно которому производят отечественный металлопрокат.
Для оценки возможности применения сталей выполнен комплекс исследований: анализ химического состава сталей; определение механических характеристик при растяжении, ударной вязкости, сопротивления усталости, хладостойкости, макро- и микроструктуры сварного шва, твердости сварного шва и околошовной зоны.
На основании результатов исследований можно утверждать, что физико-химические свойства металла котлов вагонов-цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов за 40 лет эксплуатации не подверглись значительному изменению и соответствуют требованиям отраслевых стандартов. Положительный опыт эксплуатации зарубежных вагонов на железных дорогах колеи 1520 мм подтверждает возможность применения импортных сталей в российском вагоностроении. Однако подобная практика, ввиду отсутствия прямого сопоставления требований национальных стандартов, требует детального анализа в каждом конкретном случае. Таким образом, апробированная в рамках статьи методика оценки возможности использования импортных материалов позволяет провести углубленные исследования свойств материалов и сделать вывод о возможности безопасной эксплуатации вагона, изготовленного из такого металла, на всех этапах его жизненного цикла.
Битюцкий А.А., Афанасьев А.Е., Битюцкий Н.А., Маев П.С.
Статья планируется к публикации во втором номере журнала.
 

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости