К вопросу о безопасности грузовых подвесных канатных дорог

17 окт 2018


Высокие темпы развития горнодобывающей отрасли последних лет повлекли за собой переосмысление значения грузовых подвесных канатных дорог как одного из видов промышленного транспорта.
 
Благодаря возможности соединять пункты загрузки и выгрузки напрямую и при этом не зависеть от рельефа местности, естественных препятствий или искусственных сооружений, общее число подвесных канатных дорог неуклонно растет. Однако именно большая высота расположения канатов в сочетании со значительным усилием их натяжения (до 80–100 т) является существенным признаком опасности канатных дорог.
 
Эти и другие обстоятельства требуют тщательного подхода к идентификации и прогнозированию опасностей, оценке рисков возникновения аварийных ситуаций и осуществлению мероприятий для их минимизации и полного устранения.
 
Представлена схема анализа вероятности и последствий идентифицированных опасных событий с учетом наличия и эффективности применяемых способов управления.
 
Максимально возможный ущерб, а также вероятность его проявления оценивается для каждой опасной ситуации и классифицируется по категориям на основании повреждения канатной дороги или травмы, полученной конкретным работником. На стадии проектирования дороги вероятность возникновения ущерба, как правило, не всегда до конца ясна. Предложена матрица для оценки как повреждения канатной дороги, так и травм людей.
 
Рассмотрены отдельные элементы методики оценки и минимизации рисков на стадии проектирования грузовых подвесных канатных дорог, которые осваиваются и активно применяются организациями, специализирующимися в сфере канатно-транспортных систем. Это позволило значительно снизить число аварий на канатном транспорте.
 
Соблюдение требований безопасной эксплуатации, как и техническое состояние канатных дорог, регулярно контролируется надзорными органами и экспертными организациями. Данное требование исполняется, как правило, самым неукоснительным образом всеми участниками проектирования, изготовления, строительства, эксплуатации. Это и определяет тот факт, что из всех известных транспортных средств подвесные канатные дороги по числу аварий или инцидентов, приходящихся на единицу объема перевозимого груза или количество пассажиров, имеют самые низкие показатели.
 
Канатные дороги по совокупности таких параметров, как надежность, долговечность и безопасность, в том числе экологическая, не имеют себе равных.
 
А.Е. Брюзгин, В.В. Чернышев
 
Статья планируется к публикации в десятом номере журнала

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости