Интенсификация процесса самовозгорания угля при перевозке автомобильным транспортом

15 янв 2015



Приведены результаты исследования температуры кузова автотранспорта и перевозимого угля. Установлено, что за счет воздействия продуктов сгорания двигателя температура кузова при перевозке угля и углесодержащих пород в разрезах может возрастать до 90 °С, а химическая активность угля за счет нагрева увеличивается в 41 раз, что резко интенсифицирует процесс самовозгорания. При добыче угля открытым способом пожары в зависимости от причины возникновения делят на экзогенные и эндогенные. Для развития экзогенного пожара необходим внешний источник тепла, температура которого приводит к воспламенению, вспышке или тлению горючего материала. Для появления пожара требуется от нескольких секунд до нескольких минут воздействия источника тепла. На открытых горных работах источниками воспламенения могут быть неосторожное применение открытого огня, замыкание и перегрев токоведущих элементов и пр. Проведенными исследованиями установлено, что в самосвалах, перевозящих уголь и породы, происходит разогрев кузова. Так, у большинства автомобилей, транспортирующих горную массу, горячие продукты сгорания топлива проходят по каналам, проложенным в дне кузова. В результате воздействия продуктов сгорания топлива транспортируемая самосвалами горная масса начинает нагреваться. Учитывая, что перевозимым продуктом может быть уголь и углесодержащие горные породы, происходящее при транспортировании нагревание активизирует химическую активность угля, а это может вызвать развитие самовозгорания и привести к образованию вредных газообразных продуктов.

В.А. Портола, д-р техн. наук, проф. (КузГТУ, ЮТИ ТПУ), Е.С. Торосян, ст. преподаватель (ТПУ)

Статья планируется к публикации в январском номере журнала «Безопасность труда в промышленности» за 2015 г.

Федеральные новости

Региональные новости