Читайте в №6 за 2019 год "Космическое растениеводство как средство улучшения среды обитания космонавтов"

20 июн 2019

Ряд государств заявляет о своих планах по освоению дальнего космоса, в частности, о создании окололунных обитаемых спутников и поверхностных лунных баз. Одним из важнейших условий реализации длительных автономных пилотируемых космических экспедиций является создание нового поколения систем жизнеобеспечения, включающих космические оранжереи. Космические оранжереи могут улучшить среду обитания космонавтов за счет обогащения рациона питания экипажа свежей растительной продукцией с хорошо сбалансированным биохимическим составом, легко усвояемыми витаминами, антиоксидантами и пищевыми волокнами. Немаловажными факторами являются эмоционально-психологическая поддержка при взаимодействии членов экипажа с растениями и регенерация воздушной среды внутри обитаемого объема путем поглощения автотрофными организмами углекислого газа, выделяемого человеком при дыхании, и выделения кислорода в процессе фотосинтеза. В статье приведен обзор ряда современных действующих и разрабатываемых космических оранжерей, в том числе разработанной в ГНЦ РФ ИМБП РАН цилиндрической конвейерной космической оранжереи «Витацикл-Т». Указано на необходимость разработки санитарно-гигиенических норм для отсеков космических аппаратов, включающих оранжереи, при длительности полета свыше года в дополнение к требованиям ГОСТ Р 50804—95. Для применения космических оранжерей в дальних космических экспедициях, в том числе на Луну и Марс, необходимо активизировать наземные исследования влияния на растения факторов среды в дальнем космосе, таких как повышенный радиационный фон и гипомагнитные условия.

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

Авторы:
    Беркович Ю.А.
    д-р техн. наук, проф., вед. науч. сотрудник, berkovich@imbp.ru ГНЦ РФ — ИМБП РАН, Москва, Россия
    Смолянина С.О.