Безопасная эксплуатация локомотивов по ресурсу их базовых частей

23 май 2017


В результате длительной работы конструкции экипажной части локомотивов (рама и кузов локомотива, их шкворневые узлы, рамы тележек, оси колесных пар и др.) под действием знакопеременных циклических нагрузок происходят накопление усталостных повреждений, деградация прочностных свойств металла деталей.
 
Также снижается их сопротивление усталости, что может привести к исчерпанию ресурса и разрушению конструкции. Случайный характер эксплуатационных нагрузок, под воздействием которых происходит накопление усталостных повреждений в деталях, увеличение нагруженности конструкций вследствие развития тяжеловесного и скоростного движения, старение подвижного состава с выработкой назначенных сроков службы делают актуальной оценку ресурса, в том числе остаточного, базовых (несменяемых) частей эксплуатирующихся локомотивов. Данная оценка необходима для подтверждения возможности их дальнейшей безопасной эксплуатации. Обосновано применение расчетно-экспериментальных методов определения ресурса несущих конструкций локомотива в вероятностной постановке для оценки и прогнозирования его технического состояния в целях обеспечения безопасной эксплуатации с требуемой надежностью в заданный период. Базовые части локомотивов, лимитирующие срок их службы: рама локомотива (главная рама), несущие элементы кузова, рамы тележек. Учитывая характер нагружения в эксплуатации, ресурс конструкции главной рамы (кузова) определяют по результатам испытаний под действием продольных сил через автосцепки, в том числе на соударение, и расчетов несущей способности конструкции по деформационным критериям малоцикловой усталости. Рамы тележек работают главным образом в условиях переменных многоцикловых нагрузок. Их ресурс оценивают на основе расчета долговечности по показателям эксплуатационной нагруженности и сопротивления усталости конструкции, полученным в результате ходовых динамико-прочностных испытаний локомотива и стендовых испытаний на усталость рам тележек с истекшим сроком службы. Даны рекомендации по установлению сроков безопасной эксплуатации в зависимости от типа локомотива.
 
Э.С. Оганьян, Г.М. Волохов, А.С. Гасюк, Д.М. Фазлиахметов, Е.В. Муравлев
Статья планируется к публикации в шестом номере журнала

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости