N 6-2011


Вопрос:

1. Вопрос касается исключительно траверсов, клещей и других захватов.

Пункт 9.4.2 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00) гласит: «...назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов, грузозахватных приспособлений и тары...», а в п. 9.5.13 ПБ 10-382-00 указано: «Владелец крана или эксплуатирующая организация должны:

…в) обеспечить стропальщиков отличительными знаками, испытанными и маркированными грузозахватными приспособлениями и тарой, соответствующими массе и характеру перемещаемых грузов...»

Пункт 9.3.25 ПБ 10-382-00 обязывает проводить осмотр траверсов, клещей и других захватов каждый месяц. А насчет их браковки нигде нет никаких упоминаний.

Прошу разъяснить, какими нормативными документами следует руководствоваться при браковке траверсов, клещей и других захватов?

Согласно п. 9.4.2 ПБ 10-382-00 ответственность за грузозахватные приспособления возложена на инженерно-технического работника (ИТР), но при этом лицо, ответственное за содержание грузоподъемных механизмов (ГПМ) в исправном состоянии, не несет ответственности за исправность траверсов, клещей и других захватов.

Следует ли из этого, что траверсы, клещи и другие захваты скорее всего ремонту не подлежат?

Более того, в ПБ 10-382-00, кроме указанных пунктов, никаких требований к траверсам, клещам и другим захватам нет. Руководящие документы по траверсам, клещам и другим захватам я не нашел. Какими требованиями необходимо руководствоваться при проверке траверсов, клещей и других захватов?

Должны ли они иметь паспорта соответствия? Кто должен изготавливать траверсы, клещи и другие захваты — специализированная организация, имеющая разрешение на подобный род деятельности, или же можно не иметь разрешения, и любой цех вправе их изготавливать? Если так, то предъявляются ли какие-либо требования к материалам, сварочному оборудованию, сварщикам? Если в паспорте указан срок эксплуатации, и он истек, каким образом можно продлить дальнейшую эксплуатацию: через экспертизу промышленной безопасности или техническое диагностирование? Кто должен маркировать и испытывать траверсы, клещи и другие захваты? Какой должен быть срок между очередными испытаниями? Есть ли иные методы продления срока эксплуатации или можно продлить его после истечения нормативного срока эксплуатации и без оформления документов?

Согласно п. 9.4.2 ПБ 10-382-00 ответственность за грузозахватные приспособления возложена на инженерно-технического работника (ИТР), но при этом лицо, ответственное за содержание грузоподъемных механизмов (ГПМ) в исправном состоянии, не несет ответственности за исправность траверсов, клещей и других захватов.

Следует ли из этого, что траверсы, клещи и другие захваты скорее всего ремонту не подлежат? Более того, в ПБ 10-382-00, кроме указанных пунктов, никаких требований к траверсам, клещам и другим захватам нет. Руководящие документы по траверсам, клещам и другим захватам я не нашел. Какими требованиями необходимо руководствоваться при проверке траверсов, клещей и других захватов? Должны ли они иметь паспорта соответствия? Кто должен изготавливать траверсы, клещи и другие захваты — специализированная организация, имеющая разрешение на подобный род деятельности, или же можно не иметь разрешения, и любой цех вправе их изготавливать? Если так, то предъявляются ли какие-либо требования к материалам, сварочному оборудованию, сварщикам? Если в паспорте указан срок эксплуатации, и он истек, каким образом можно продлить дальнейшую эксплуатацию: через экспертизу промышленной безопасности или техническое диагностирование? Кто должен маркировать и испытывать траверсы, клещи и другие захваты? Какой должен быть срок между очередными испытаниями? Есть ли иные методы продления срока эксплуатации или можно продлить его после истечения нормативного срока эксплуатации и без оформления документов?

2. Согласно п. 9.4.2 ПБ 10-382-00 ответственность за тару возложена на ИТР, но при этом лицо, ответственное за содержание ГПМ в исправном состоянии, не несет ответственности за исправность тары. Следует ли из этого, что тары скорее всего ремонту не подлежат?

Более того, в ПБ 10-382-00, кроме указанных пунктов, никаких требований к таре нет. Руководящие документы по таре я не нашел. Какими требованиями необходимо руководствоваться при проверке тары: железной, деревянной (например, подставка под двигатели для транспортирования к месту назначения) и т.д.? Должна ли она иметь паспорта соответствия? Кто должен изготавливать тару — специализированная организация, имеющая лицензию на подобный род деятельности, или же можно не иметь лицензии, и любой цех вправе ее изготавливать? Если в паспорте указан срок эксплуатации, и он истек, каким образом можно продлить дальнейшую эксплуатацию: через экспертизу промышленной безопасности или техническое диагностирование? Кто должен маркировать и испытывать тару? Какой должен быть срок между очередными испытаниями? Есть ли иные методы продления срока эксплуатации или можно продлить его после истечения нормативного срока эксплуатации и без оформления документов? Как быть, если произошел несчастный случай при эксплуатации отработавшей нормативный срок службы тары? Относится ли вообще тара к опасным производственным объектам (ОПО) или к техническим устройствам ОПО?

Следует учитывать, что тара используется не только при погрузочно-разгрузочных работах ГПМ, но и для погрузки электропогрузчиками и иными способами. Может быть за тару должны отвечать не по линии промышленной безопасности, а по линии охраны труда или безопасности дорожного движения?

Е.Г. Илюхин

Ответ:

На вопросы читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.

1. Согласно п. 6 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» применение технических устройств на опасных производственных объектах осуществляется при условии получения разрешения, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Разрешение на применение съемных грузозахватных приспособлений (траверс, клещей и других захватов) выдается Ростехнадзором в соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов (типов) технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 февраля 2008 г. № 112, зарегистрированным Минюстом России 19 марта 2008 г., регистрационный № 11363 (далее — Регламент).

Пунктом 28 Регламента определено, что для получения разрешения на применение съемного грузозахватного приспособления сопроводительная документация должна включать, в том числе, технические условия, руководство по эксплуатации и паспорт.

На основании п. 3.1.7 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10382-00) в технических условиях на изготовление наряду с другими указаниями должны быть предусмотрены требования по контролю качества сварки и браковочные показатели с учетом настоящих Правил и других нормативных документов, порядок приемки узлов и готового изделия, а также сведения о применяемых для изготовления металлах и сварочных материалах.

Пунктом 3.1.18 ПБ 10-382-00 предусмотрено, что руководство по эксплуатации должно быть разработано в соответствии с требованиями настоящих Правил и ГОСТ 2.601. В руководстве по эксплуатации наряду с другими требованиями должны быть указаны:

  • периодичность и перечень работ по техническому обслуживанию и ремонту узлов и механизмов; возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения;
  • перечень быстроизнашивающихся деталей и допуски на их износ;
  • порядок проведения технического освидетельствования; нормы браковки канатов;
  • критерии предельного состояния для отправки в капитальный ремонт;
  • срок службы;
  • другие указания по обслуживанию и эксплуатации с учетом специфики конструкции. Согласно п. 3.1.24 ПБ 10-382-00 грузозахватные приспособления (стропы, цепи, траверсы, захваты и т.п.) после изготовления подлежат испытанию на предприятии-изготовителе, а после ремонта (кроме стропов) — на предприятии, на котором они ремонтировались.

Продление срока эксплуатации проводится в соответствии с Порядком продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утвержденным приказом Минприроды России от 30 июня 2009 г. № 195, зарегистрированным Минюстом России 28 сентября 2009 г., регистрационный № 14894.

Пунктом 9.4.3 ПБ 10-382-00 установлено, что для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов (крановых путей и грузозахватных приспособлений) владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Ростехнадзора. Обязанности ответственных специалистов устанавливаются в должностных инструкциях.

2. Согласно п. 9.4.3 ПБ 10-382-00 для осуществления надзора за безопасной эксплуатацией кранов (крановых путей, грузозахватных приспособлений и тары) владелец должен назначить инженерно-технических работников после обучения и проверки знания ими настоящих Правил, должностных инструкций для ответственных специалистов и производственных инструкций для обслуживающего персонала экзаменационной комиссией с участием инспектора Ростехнадзора и выдачи им соответствующего удостоверения. Численность службы надзора и ее структура должны определяться владельцем кранов с учетом их количества, условий эксплуатации и письменно согласовываться с органами Ростехнадзора. Обязанности ответственных специалистов устанавливаются в должностных инструкциях.

В соответствии с п. 3.1.23 изготовление грузозахватных приспособлений и тары должно производиться в соответствии с нормативными документами и технологическими картами. В случае применения сварки в проектной документации должны содержаться указания по ее выполнению и контролю качества.

Иных требований промышленной безопасности в части изготовления и ремонта, предъявляемых к таре, не предусмотрено.

отвечает А.Н. Горлов

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости

  • 18 апр 2019
    Ленское управление Ростехнадзора проверило ООО «Армада»

    В период с 21 марта по 17 апреля 2019 года Ленским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена внеплановая выездная проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Армада» на предмет соблюдения требований безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.

  • 17 апр 2019
    Верхне-Донское управление Ростехнадзора проверило ООО «МонтажТехСтрой»

    В период с 3 по 16 апреля 2019 года сотрудниками отдела котлонадзора, государственного строительного надзора и надзора за подъемными сооружениями Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена проверка в отношении ООО «МонтажТехСтрой».

  • 12 апр 2019
    Сибирское управление Ростехнадзора информирует о состоянии промышленной безопасности на шахтах ПАО «Южный Кузбасс»

    9 апреля 2019 года специалистами Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведены проверки состояния промышленной безопасности на двух шахтах, эксплуатируемых ПАО «Южный Кузбасс»: шахта им. В.И. Ленина и шахта «Сибиргинская».

  • 11 апр 2019
    МТУ Ростехнадзора проверило ООО «ВТК-Инвест»

    В период с 18 по 25 марта 2019 года Межрегиональное технологическое управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (МТУ Ростехнадзора) провело плановую выездную проверку ООО «ВТК-Инвест».

  • 08 апр 2019
    Сибирское управление Ростехнадзора проверило ООО «ЗСМК»

    В период с 27 по 29 марта 2019 года Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) была проведена внеплановая выездная проверка, согласованная с Прокуратурой Омской области в отношении опасных производственных объектов ООО «ЗСМК».  

  • 03 апр 2019
    Северо-Кавказское управление Ростехнадзора проверило АО фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачёва

    В период с 1 по 29 марта 2019 года Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена плановая выездная проверка Акционерного общества фирма «Агрокомплекс» им. Н.И. Ткачёва.