N 4-2013


Вопрос:

При проведении экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, выявляются электрические мостовые краны, изготовленные в 40–70-х годах XX в., в механизме подъема (с неразмыкаемой кинематической связью барабана с двигателем) которых в качестве тормозного шкива (механизм оборудован одним тормозом) использована одна из полумуфт соединения двигателя с редуктором, находящаяся на валу двигателя, хотя она должна находиться на валу редуктора; в качестве муфты, соединяющей редуктор с барабаном, применяется кулачково-дисковая муфта, хотя использование таких муфт в механизмах подъема не допускается.

Ссылки экспертной комиссии на то, что эти требования (в отношении тормозного шкива) были установлены в статье 129 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР 30 декабря 1969 г., и затем вошли во все учебники для вузов и справочники по кранам, а требования в отношении муфты содержатся, например, в справочнике И.И. Абрамовича, В.Н. Березина, А.Г. Яуре «Грузоподъемные краны промышленных предприятий» (М.: Машиностроение, 1989), владельцев этих кранов не удовлетворяют. Они отказываются приводить их в соответствие с требованиями действующих Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00), аргументируя свой отказ тем, что вышеуказанные требования в ПБ 10-382—00 отсутствуют, а справочники по кранам носят рекомендательный характер.

Прошу Вас разъяснить, правы ли владельцы вышеназванных кранов?

Ю.М. Игнатенок, эксперт ООО «ИТЦ»

Ответ:

На вопрос читателя отвечает начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора А.Н. Горлов.

Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31 декабря 1999 г. № 98 (не нуждаются в государственной регистрации, письмо Минюста России от 17 августа 2000 г. № 6884-ЭР), обязательны для исполнения всеми руководящими работниками и ответственными специалистами организаций, занимающихся проектированием, изготовлением, реконструкцией, ремонтом, монтажом, эксплуатацией и диагностированием кранов, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.

С момента ввода в действие ПБ 10-382—00 владельцам грузоподъемных кранов и организациям, эксплуатирующим краны, предоставлялся достаточный срок для переоборудования кранов, изготовленных по ранее разработанным проектам. В соответствии с требованием п. 11.2 ПБ 10-382—00 «если краны невозможно привести в соответствие с требованиями настоящих Правил и они отработали нормативный срок службы, то обследование (диагностирование) таких кранов не проводится и дальнейшая эксплуатация их запрещается».

отвечает А.Н. Горлов

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости