N 12-2017


Вопрос:

Пункты 15.25 и 16.31 СП 89.13330.2016 «Котельные установки» (далее — СП 89.13330.2016) требуют при эксплуатации котельных без постоянного обслуживающего персонала предусматривать автоматическую работу оборудования котельной в зависимости от заданных параметров и передавать аварийные сигналы, указанные в этих пунктах, на диспетчерский пункт.
Пункт 5.3.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее — ПТЭТЭ) требует в этом случае наличия автоматики работы котла, обеспечивающей «контроль и ведение режима работы с удаленного диспетчерского пульта управления».
Полностью автоматизированный жаротрубный котел работает в тепловом режиме и режиме горения в соответствии с режимной картой, разработанной при наладке котельной, и управляется контроллером.
Пункты 15.25 и 16.31 СП 89.13330.2016 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521. Вышеуказанный СП 89.13330.2016 распространяется на проектирование и строительство котельных, работающих на любом виде топлива.
В свою очередь, ПТЭТЭ включены в ведомственный перечень правовых актов обязательного применения, утвержденный приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. № 421 и предназначенный для теплоснабжающих организаций.
В связи с тем, что пп. 15.25 СП 89.13330.2016 и 5.3.31 ПТЭТЭ противоречат друг другу, а также на основании того, что местные органы Ростехнадзора не усматривают вышеуказанное противоречие, прошу разъяснить, что означает фраза «ведение режима котлов с удаленного диспетчерского пульта»? Правильно ли понимать это, как контроль с диспетчерского пункта за работой котлов по сигналам, передаваемым в диспетчерский пункт, перечень которых указан в п. 16.31 СП 89.13330.2016?
Достаточно ли в этом случае обеспечить работу полностью автоматизированных котлов в соответствии с требованиями пп. 15.25 и 16.31 указанного СП в заданном режиме без вмешательства в их работу с диспетчерского пульта?
А.В. Ермолов, директор ООО «Энергопроект»
 

Ответ:

На вопрос читателя отвечает заместитель начальника Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора А.А. Антюхов.

Сравнение требований п. 15.25 СП 89.13330.2016 и п. 5.3.31 ПТЭТЭ представляется нецелесообразным ввиду неравнозначности объектов регулирования и применяемых к ним требований.
Так, СП 89.13330.2016 устанавливает требования к проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, расширению и техническому перевооружению котельных, а также к их безопасности и эксплуатационным характеристикам. То есть объектом регулирования СП 89.13330.2016 являются требования к котельной (котельным установкам) на стадии проектирования, строительства и т.д. Пункт 15.25 указанного документа устанавливает, в частности, требования к автоматизации котельной, работающей без постоянного обслуживающего персонала.
В свою очередь, ПТЭТЭ устанавливают требования к технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Объект регулирования настоящих правил — процессы эксплуатации тепловых энергоустановок. Пунктом 5.3.31. ПТЭТЭ, в частности, установлены условия, при которых допускается работа котла при камерном сжигании топлива без постоянного надзора персонала.
К сравнению п. 16.31. СП 89.13330.2016 и п. 5.3.32. ПТЭТЭ необходимо распространить аналогичный подход.
Цели, задачи диспетчерского ведения и диспетчерского управления систем теплоснабжения в процессе эксплуатации, а также требования к управлению режимами работы оборудования подробно изложены в разделах 15.1, 15.2 ПТЭТЭ.
 

отвечает А.А. Антюхов

Федеральные новости

Региональные новости

  • 22 фев 2019
    Сибирское управление Ростехнадзора проверило ООО «Шахта Байкаимская»

    В период с 11 по 22 февраля 2019 года Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена плановая выездная проверка соблюдения требований законодательства в области промышленной безопасности на опасном производственном объекте – шахта угольная ООО «Шахта Байкаимская».

  • 21 фев 2019
    Верхне-Донское управление Ростехнадзора проверило АО «Ольшанский карьер»

    В период с 4 по 15 февраля 2019 года сотрудники отдела по надзору за объектами газораспределения, газопотребления и взрывопожароопасными объектами по Липецкой области Верхне-Донского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провели плановую выездную проверку АО «Ольшанский карьер».

  • 20 фев 2019
    Дальневосточное управление Ростехнадзора (Приморский край) проверило АО «Приморский ГОК»

    В период с 11 по 15 февраля 2019 года Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена проверка в режиме постоянного государственного надзора в отношении Акционерного общества «Приморский горно-обогатительный комбинат» (АО «Приморский ГОК»).

  • 19 фев 2019
    Ленское управление Ростехнадзора проверило АО «Полюс Алдан»

    В период с 13 февраля по 14 февраля Ленское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) в рамках мероприятий по постоянному государственному надзору провело внеплановую выездную проверку АО «Полюс Алдан» на предмет соблюдения требований безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений.

  • 18 фев 2019
    Северо-Кавказское управление Ростехнадзора проверило ООО «Фирма «Бином»

    В период с 23 января по 5 февраля 2019 года Северо-Кавказским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) проведена плановая выездная проверка ООО «Фирма «Бином».

  • 15 фев 2019
    Енисейское управление Ростехнадзора выявило нарушения в деятельности АО «Интертек Рус»

    Енисейское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) выявило нарушения  законодательства в сфере градостроительства в рамках осуществления государственного строительного надзора.