Консультации


17.09.2018

N 9-2018

В п. 5.1.40 ранее действовавшего документа «Правила промышленной безопасности для взрывопожароопасных производственных объектов хранения, переработки и использования растительного сырья» (ПБ 14-586—03) указано: «Размещение бункеров для хранения отходов, пыли и пылевидных продуктов во взрывопожароопасных зданиях и сооружениях не допускается», а в п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья» определено: «На элеваторах должны быть цехи отходов или отдельно стоящие бункеры для отходов».
Прошу разъяснить, требования по размещению бункеров для отходов вне зданий или в цехах отходов относятся только к элеваторам и не распространяются на маслозаводы, комбикормовые заводы, семенные заводы, мельницы?
И.П. Гладков, главный инженер проекта ООО «Колос-Проект»
 
16.07.2018

N 7-2018

В ОАО «Пластик» эксплуатируются грузовые лифты (с проводником и без проводника). Приказом по предприятию назначены специалисты, ответственные за организацию эксплуатации лифтов, и лифтеры по обслуживанию лифтов. Выполняемые функции являются дополнительными к основной профессии. Все сотрудники своевременно проходят обучение и аттестацию в специализированной организации профессионального образования: специалисты, ответственные за организацию эксплуатации лифтов, — по программе «Подготовка специалиста, ответственного за организацию безопасной эксплуатации лифтов» (40 ч); лифтеры по обслуживанию лифтов — по программе «Лифтер» (160 ч). Для осуществления осмотра, технического обслуживания и ремонта лифтов, в соответствии с нормативными требованиями, заключен договор со специализированной лифтовой организацией.
Прошу разъяснить, необходимо ли в соответствии с Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах проводить оценку квалификации и подтверждение соответствия профессиональным стандартам работников организации, выполняющих функции «лифтер» и «специалист, ответственный за организацию эксплуатации лифтов»?
Н.В. Куликова, начальник управления ОТ, ПБ, ЧС и ООС ОАО «Пластик»
 
28.06.2018

N 6-2018

В соответствии с п. 2 ст. 25 Федерального закона от 20 июня 1996 г. № 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» (редакция от 3 июля 2016 г.) работники организаций по добыче угля, осуществляющие руководство горными и взрывными работами, проходят повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет.
В связи с этим прошу разъяснить, существуют ли законодательные или иные нормативно-правовые акты Российской Федерации (за исключением ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, где необходимость подготовки работников определяет работодатель) с изложением подобных требований о прохождении повышения квалификации работниками горных (неугольных) организаций по ведению горных и взрывных работ? Необходимо ли повышение квалификации специалистов, для которых не установлены специальные сроки? Если необходимо, то на основании каких нормативно-правовых актов?
 
Н.Ю. Коротина, соучредитель ООО «Уральский научно-образовательный проектно-экспертный центр «Промышленная безопасность, охрана труда и экология»
 
28.06.2018

N 6-2018

При проведении экспертизы промышленной безопасности электромостовых кранов экспертная организация в ведомости дефектов указала, что в кабине крана установлено нестационарное кресло. Экспертная организация при этом сослалась на ГОСТ 33173.1—2014 «Краны грузоподъемные. Кабины. Часть 1. Общие положения». Кран изготовлен на Узловском машиностроительном заводе в 1972 г. Согласно руководству по эксплуатации и паспорту крана установка кресла в кабине крановщика не предусмотрена. Для удобства работы и снятия напряжения кресла в кабине крановщика установлены эксплуатирующей организацией по разработанным в 1977 г. управлением главного конструктора организации чертежам. Кресло крановщикам неудобства не создает, проход свободный. Обзор при работе сидя нормальный. Помех при работе нет. Крановщики претензий к надзорным органам по креслам не предъявляли. В течение всей эксплуатации электромостового крана ни одна из экспертных организаций до последней экспертизы промышленной безопасности претензий к установленному в кабине креслу не предъявляла.
Прошу разъяснить, могут ли экспертные организации при проведении экспертизы промышленной безопасности ссылаться на ГОСТы, имеющие рекомендательный характер? Учитывая, что Узловский машиностроительный завод прекратил свое существование, нет возможности обратиться к заводу — изготовителю электромостового крана с просьбой изготовить кресло для крана. А любое кресло, установленное в кабине крановщика, будет считаться «нестационарным креслом». Без кресла крановщик просто не сможет работать на ногах более 8 ч.
Следует ли снять кресла в кабине крановщика, чтобы экспертная организация не предъявляла требований к установке кресла, или их можно оставить? Если можно, то какие условия должна выполнить эксплуатирующая организация?

Е.Н. Берсенев

 

28.05.2018

N 5-2018_2

Согласно п. З приложения № 1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» к опасным производственным объектам (ОПО) относятся объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры.
В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» лифты отнесены к опасным объектам.
Принято Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
Приказом Ростехнадзора от 19 августа 2011 г. № 480 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.
На основании вышеуказанных нормативно-правовых актов, прошу разъяснить:
Должны ли регистрироваться в органах Ростехнадзора лифты как технические устройства ОПО? Если в организации имеется несколько ОПО, на которых эксплуатируют подъемные сооружения, сосуды, работающие под давлением и лифты, должны ли организации, эксплуатирующие лифты разрабатывать положение о порядке технического расследования аварий, инцидентов па лифтах или же порядок расследования аварий, инцидентов па лифтах должен быть включен в ранее разработанное и утвержденное Положение о порядке технического расследования причин аварий, инцидентов на ОПО организации? Или же при эксплуатации лифтов не требуется вообще разрабатывать Положение о техническом расследовании аварий и инцидентов, происшедших при эксплуатации лифтов?
Е.Г. Илюхин
 
28.05.2018

N 5-2018

В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона № 116-ФЗ ОПО являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Федеральному закону № 116-ФЗ, в том числе объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа:
В вводной части технического регламента Таможенного союза «О безопасности оборудования, работающего под избыточным давлением» (далее — ТР ТС 032/2013), четко изложено, что «настоящий технический регламент устанавливает на таможенной территории Таможенного союза единые обязательные для применения и исполнения требования безопасности к оборудованию, работающему под избыточным давлением, впервые выпускаемому в обращение и предназначенному для применения на таможенной территории таможенного союза, обеспечивающие свободное перемещение оборудования». То есть действие ТР ТС 032/2013 распространяется на оборудование, перемещаемое по территории Таможенного союза и, естественно, не может распространяться на стационарные трубопроводы воды и пара, работающие под давлением в стационарных котельных, стационарных технологических трубопроводах (воды и пара) цехов, стационарных трубопроводах (воды и пара) надземных и подземных тепловых сетей.
Прошу разъяснить, правомерны ли требования местных органов Ростехнадзора, распространяющих, в обязательном порядке, требования ТР ТС 032/2013 на стационарные трубопроводы, не предназначенные для свободного перемещения по территории таможенного союза? Не являются ли эти требования прямым нарушением вышеуказанного пункта ТР ТС 032/2013?
А.В. Ермолов, директор ООО «Энергопроект»
 
15.12.2017

N 12-2017

Пункты 15.25 и 16.31 СП 89.13330.2016 «Котельные установки» (далее — СП 89.13330.2016) требуют при эксплуатации котельных без постоянного обслуживающего персонала предусматривать автоматическую работу оборудования котельной в зависимости от заданных параметров и передавать аварийные сигналы, указанные в этих пунктах, на диспетчерский пункт.
Пункт 5.3.31 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее — ПТЭТЭ) требует в этом случае наличия автоматики работы котла, обеспечивающей «контроль и ведение режима работы с удаленного диспетчерского пульта управления».
Полностью автоматизированный жаротрубный котел работает в тепловом режиме и режиме горения в соответствии с режимной картой, разработанной при наладке котельной, и управляется контроллером.
Пункты 15.25 и 16.31 СП 89.13330.2016 включены в Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 г. № 1521. Вышеуказанный СП 89.13330.2016 распространяется на проектирование и строительство котельных, работающих на любом виде топлива.
В свою очередь, ПТЭТЭ включены в ведомственный перечень правовых актов обязательного применения, утвержденный приказом Ростехнадзора от 17 октября 2016 г. № 421 и предназначенный для теплоснабжающих организаций.
В связи с тем, что пп. 15.25 СП 89.13330.2016 и 5.3.31 ПТЭТЭ противоречат друг другу, а также на основании того, что местные органы Ростехнадзора не усматривают вышеуказанное противоречие, прошу разъяснить, что означает фраза «ведение режима котлов с удаленного диспетчерского пульта»? Правильно ли понимать это, как контроль с диспетчерского пункта за работой котлов по сигналам, передаваемым в диспетчерский пункт, перечень которых указан в п. 16.31 СП 89.13330.2016?
Достаточно ли в этом случае обеспечить работу полностью автоматизированных котлов в соответствии с требованиями пп. 15.25 и 16.31 указанного СП в заданном режиме без вмешательства в их работу с диспетчерского пульта?
А.В. Ермолов, директор ООО «Энергопроект»
 
20.03.2017

N 03-2017

Предприятие ООО «Стартинвест» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц. Основной вид деятельности — перевозка пассажиров фуникулерами, подвесными канатными дорогами и подъемниками, являющимися частью городской или пригородной транспортной системы. Предприятие эксплуатирует канатную дорогу, внесенную в государственный реестр опасных производственных объектов, является членом саморегулируемых организаций и имеет свидетельства о допуске к работам по строительству и монтажу канатных дорог и по подготовке проектной документации по канатным дорогам. Все специалисты предприятия успешно прошли проверку по областям аттестации А.1 и Б.9.34.
Согласно Федеральным нормам и правилам в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров», утвержденным приказом Ростехнадзора от 6 февраля 2014 г. № 42, техническое освидетельствование канатных дорог проводит специализированная организация, имеющая допуск к определенному виду работ с канатными дорогами.
Прошу разъяснить, правомочно ли проведение технического освидетельствования канатной дороги своими силами?
А. Рулёв (ООО «Стартинвест»)
06.02.2017

N 02-2017

В статье заместителя начальника Правового управления Ростехнадзора А.Ш. Сакаева «Об основных изменениях в законодательстве, регулирующем деятельность Ростехнадзора» (п. 6. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 316-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), опубликованной в журнале «Безопасность труда в промышленности» № 10 за 2016 г., изложено: «закрепляется применение к субъектам малого и среднего предпринимательства административного наказания исключительно в виде предупреждения…»
Прошу разъяснить, будет ли наказание в виде предупреждения применяться к госпредприятиям?
М.С. Тихановский, начальник отдела промышленной безопасности АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение»
08.11.2016

N 10-2016

Организация (подрядчик) выполняет на опасном производственном объекте заказчика (фонд скважин) работы по проведению экспертизы промышленной безопасности фонтанных арматур. Согласно условиям эксплуатации и обращающейся среды, термобарическим характеристикам остаточный ресурс эксплуатации фонтанной арматуры на основании отчета экспертов составляет более 53 лет. В заключении экспертизы промышленной безопасности указано, что остаточный ресурс позволяет продлить срок эксплуатации фонтанной арматуры на пять лет.
Прошу разъяснить, на какой максимальный срок возможно продление срока безопасной эксплуатации с учетом расчетов остаточного ресурса, выполненных экспертной организацией?
И.В. Корзун, нач. отдела филиала ООО «Газпром добыча Краснодар» — Светлоградское газопромысловое управление
 

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Федеральные новости

Региональные новости