Звукоизолирующие характеристики кабин маневренных воздушных судов государственной авиации


Аннотация:

Цель статьи — исследование звукоизоляции кабин воздушных судов маневренной авиации в аспекте обеспечения акустической безопасности профессиональной деятельности летного состава. Показано, что основным источником шума в кабине воздушного судна во время полета являются силовые установки. Однако акустические колебания имеют не только аэродинамическое происхождение, но и обусловлены появлением структурного шума, образующегося при работе двигателей, жестко связанных с корпусом планера. При исследовании звукоизоляции кабины воздушного судна по эквивалентному уровню звука установлено, что значение этого показателя колеблется от 25 до 31 дБА, причем в низкочастотном, инфразвуковом и высокочастотном диапазонах звукоизоляция достигала максимальных значений (32–45 дБ), а в среднечастотном диапазоне не превышала 30 дБ. В кабине воздушного судна акустические показатели достигают максимальных значений (112–113 дБА) при взлете, в процессе выполнения горизонтального полета на заданной высоте шум в кабине воздушного судна достигает 100 дБА, а инфразвук — 101 дБ Лин. На рабочих местах летного состава эквивалентный уровень звука равен 99 дБА, что значительно выше предельно допустимых уровней (80 дБА): условия труда соответствуют вредному классу труда 3.2. Эквивалентный общий уровень звукового давления не превышал предельно допустимых значений для инфразвука, что соответствует допустимому классу 2 по инфразвуку. Показано, что у летного состава имеются риски развития шумовой патологии, в первую очередь нейросенсорной тугоухости. Наличие у летного состава защитного шлема не требует использования дополнительных средств индивидуальной защиты от шума, поскольку такой шлем в полосе частот от 125 до 8 тыс. Гц обеспечивает ослабление звука не менее чем на 15–35 дБ. Показано, что звукоизоляция кабины воздушных судов маневренной авиации во время полета в области инфразвуковых и низких частот ухудшается, а в области средних и высоких частот она сохраняется на прежнем уровне. Результатами исследований обосновано, что кабины воздушных судов маневренной авиации вследствие конструктивных особенностей хорошо защищены от внешних акустических колебаний.

С.П. Драган, д-р техн. наук, зав. лабораторией, s.p.dragan@rambler.ru ФГБУ ГНЦ ФМБЦ им. А.И. Бурназяна ФМБА России, Москва, Россия В.Н. Зинкин, д-р мед. наук, проф., вед. науч. сотрудник С.К. Солдатов, д-р мед. наук, проф., вед. науч. сотрудник Центральный научно-исследовательский институт ВВС Минобороны России, Москва, Россия В.В. Харитонов, канд. техн. наук, доцент, ст. науч. сотрудник М.В. Сомов, начальник отделения А.А. Мищенко, инженер-испытатель Государственный летно-испытательный центр Минобороны России им. В.П. Чкалова, Ахтубинск, Россия


Подпишитесь чтобы читать статьи полностью

Год за

16 848 р.

Подписаться
Подписка - это:
  • Возможность читать полные тексты статей за последние 3 года (недоступны без подписки)
  • Свежий номер до его печатного издания
  • Удобное чтение с любого типа устройств (Компьютеры, планшеты, смартфоны)
Список литературы:
1. Фундаментальные и прикладные аспекты профилактики неблагоприятного действия авиационного шума/ И.М. Жданько, В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов и др.// Авиакосмическая и экологическая медицина. — 2014. — Т. 48. — № 4. — С. 5–16.
 2. Smith M.J. Aircraft Noise. — Cambridge: Cambridge University Press, 1989. — 376 р.
 3. Источники высокоинтенсивного шума и инфразвука в Вооруженных Силах Российской Федерации/ О.А. Балык, П.М. Шешегов, В.В. Харитонов и др.// Вопросы оборонной техники. Сер. 16. Технические средства противодействия терроризму. — 2018. — № 3–4 (117–118). — С. 139—147.
 4. Современный методический подход к оценке акустической нагрузки на членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации/ М.Ф. Вильк, В.Д. Глуховский, Н.Н. Курьеров и др.// Медицина труда и промышленная экология. — 2017. — № 3. — С. 27–32.
 5. Zaporozhets O., Tokarev V., Attenborough K. Aircraft Noise: Assessment, Prediction, and Control. — Abingdon: SPON Press, 2011. — 420 р.
 6. Человек и безопасность полетов. — М.: Когито-центр, 2013. — 288 с.
 7. Aviation Noise Impacts: State of the Science/ M. Basner, C. Clark, A. Hansell et al.// Noise and Health. — 2017. — Vol. 19. — № 87. — P. 41–50.
 8. Методика оценивания потенциальной ненадежности действий летчика/ Д.А. Никифоров, А.А. Ворона, А.В. Богомолов, Ю.А. Кукушкин// Безопасность жизнедеятельности. — 2015. — № 7 (175). — С. 7–16.
 9. Ruijgrok G.J. Elements of Aviation Acoustics. — Amsterdam: IOS Press, 2004. — 410 р.
 10. Панкова В.Б. Критерии связи нарушений слуха с профессией и критерии профпригодности по слуху у авиационного персонала гражданской авиации// Вестник оториноларингологии. — 2017. — Т. 82. — № 2. — С. 11–15.
 11. Богомолов А.В., Драган С.П. Автоматизированный мониторинг и технологии обеспечения акустической безопасности персонала// Автоматизация. Современные технологии. — 2015. — № 4. — С. 25–30.
 12. Assessing Aircraft Noise Conditions Affecting Student Learning/ B. Sharp, T.L. Connor, D. McLaughlin et al. — Washington, D.C.: Transportation Research Board of the National Academies, 2014. — 70 р.
 13. Sviridyuk G.A., Zamyshlyaeva A.A., Zagrebina S.A. Multipoint initial-final problem for one class of Sobolev type models of higher order with additive «white noise»// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. «Математическое моделирование и программирование». — 2018. — Т. 11. — № 3. — С. 103–117.
 14. Обоснование использования специалистами средств индивидуальной защиты при воздействии авиационного шума/ В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов, А.В. Богомолов, А.П. Шведов// Информатика и системы управления. — 2009. — № 4 (22). — С. 139–141.
 15. Физиология труда и надежность человека/ под ред. А.И. Григорьева. — М.: Наука, 2008. — 318 с.
 16. Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А. Автоматизация персонифицированного мониторинга условий труда// Автоматизация. Современные технологии. — 2015. — № 3. — С. 6–8.
 17. Liu S., Sparrow V., Makino Y. Establishing Noise Standards for Civil Supersonic Aircraft: Status Report// ICAO Environmental Report 2013. — 2013. — P. 73–79.
 18. Авиационный шум как фактор эколого-социального неблагополучия/ В.Н. Зинкин, С.К. Солдатов, А.В. Богомолов и др.// Проблемы безопасности полетов. — 2010. — № 10. — С. 3–13.
 19. Антропоэкологические аспекты безопасной эксплуатации аэродромов, аэропортов и авиационных предприятий// Национальная безопасность. — 2016. — № 1. — С. 56–62.
 20. Rajappan S., Bhaskaran P., Ravindran P. An Insight into the Composite Materials for Passive Sound Absorption// Journal of Applied Sciences. — 2017. — Vol. 17 (7). — Р. 339–356.
 21. Методологические подходы к диагностике и оптимизации функционального состояния специалистов операторского профиля. — М.: Медицина, 2004. — 136 с.
 22. Капцов В.А., Чиркин А.В., Панкова В.Б. О роли средств индивидуальной защиты органа слуха от вредного воздействия производственного шума// Безопасность в техносфере. — 2016. — Т. 5. — № 2. — С. 25–34.

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее