Заседание Общественного совета при Ростехнадзоре


Очередное 63-е заседание Общественного совета при Ростехнадзоре (далее — Общественный совет) прошло 7 февраля 2019 г. Кроме членов Общественного совета, в нем участвовали заместители руководителя Ростехнадзора А.В. Бакатин, А.Я. Геллер, А.В. Ферапонтов, помощники руководителя, заместители начальников управлений центрального аппарата Ростехнадзора.

Открыл заседание председатель Общественного совета В.А. Грачёв отметив, что первые три вопроса повестки дня посвящены реализации публичной декларации целей и задач Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее — Ростехнадзор) на 2018 г. (далее — Публичная декларация), обсуждению проекта Публичной декларации на 2019 г. и результатам исполнения ведомственного плана Ростехнадзора по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 г. (докладчик статс-секретарь — заместитель руководителя Ростехнадзора А.Л. Рыбас). Четвертый вопрос посвящен отчету об информационном сопровождении деятельности Ростехнадзора в 2018 г.

По первому вопросу А.Л. Рыбас сообщил, что Публичная декларация на 2018 г. разработана, рассмотрена и одобрена Общественным советом, содержит четыре цели, которые соответствуют Плану деятельности Ростехнадзора на 2016–2021 гг., а также поручениям и программным документам Правительства Российской Федерации (РФ).

В рамках реализации:

  • первой цели «Совершенствование функции государственного надзора в Ростехнадзоре» разработан и 30 ноября 2018 г. внесен в Правительство РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», направленный на формирование правовых основ внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности; кроме вышеуказанного законопроекта, с 1 января 2018 г. началось внедрение проверочных листов при осуществлении государственного энергетического надзора, государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (ГТС) и государственного надзора в области промышленной безопасности; в целях совершенствования методического обеспечения контрольно-надзорной деятельности разработана и утверждена приказом Ростехнадзора от 27 декабря 2018 г. № 654 «Инструкция об организации и порядке проведения Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору проверок деятельности территориальных органов»; подготовлен отчет о реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»; принят Федеральный закон от 29 июля 2018 г. № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов (ОПО), гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики», которым предусмотрено утверждение нового порядка аттестации в области промышленной безопасности, а также проект постановления Правительства РФ о реализации данного федерального закона; приказом Ростехнадзора от 21 марта 2018 г. № 120 внесены изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (далее — ФНП ПБ) «Инструкция по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, на которых ведутся горные работы», а приказом Ростехнадзора от 25 сентября 2018 г. № 459 — в отдельные ФНП ПБ, устанавливающие требования при добыче угля подземным способом. Ключевой показатель первой цели — снижение риска возникновения аварий на поднадзорных ОПО к среднему значению за 2011–2013 гг. (169 аварий) — достигнут и составил 134 аварии;
  • второй цели «Совершенствование системы государственного регулирования в установленной сфере деятельности» разработаны и приняты следующие нормативно-правовые акты:
    1. Федеральный закон от 23 мая 2018 г. № 118-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (уточнены вопросы правового регулирования экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых при обосновании безопасности объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии, а также вопросы нормативного регулирования безопасности ГТС на объектах использования атомной энергии);
    2. постановление Правительства РФ от 26 июня 2018 г. № 731 «О нормативах допустимых выбросов радиоактивных веществ и нормативах допустимых сбросов радиоактивных веществ, а также о выдаче разрешений на выбросы радиоактивных веществ, разрешений на сбросы радиоактивных веществ» (Ростехнадзор наделен полномочиями по выдаче указанных разрешений);
    3. постановление Правительства РФ от 6 июля 2018 г. № 793 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Ростехнадзор наделен полномочиями по установлению порядка проведения экспертизы программ для электронных вычислительных машин, используемых в целях построения расчетных моделей процессов, влияющих на безопасность объектов использования атомной энергии и (или) видов деятельности в области использования атомной энергии) и в его развитие — приказ Ростехнадзора от 30 июля 2018 г. № 325;
    4. приказ Ростехнадзора от 4 декабря 2018 г. № 599 «О внесении изменений в Перечень продукции, которая подлежит обязательной сертификации и для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии, утвержденный приказом Ростехнадзора от 21 июля 2017 г. № 277»;
    5. в целях исключения устаревших и избыточных требований ФНП утверждены 3 ФНП ПБ и 9 ФНП в области использования атомной энергии; с учетом переноса разработки отдельных актов на 2019 г. и исключения из плана неактуальных актов реализация плана составила 100 %;
  • третьей цели «Реализация международного сотрудничества, направленного на совершенствование государственного регулирования в сфере обеспечения технологической безопасности и безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях» представители Ростехнадзора приняли участие (или провели): в шестом совещании договаривающихся сторон по рассмотрению национальных докладов в рамках Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами; в первом заседании Форума органов регулирования безопасности объектов угледобычи; в XVI заседании Межгосударственного совета по промышленной безопасности; в подписании межведомственных документов и документов международного характера;
  • четвертой цели «Повышение открытости, качества и гражданского контроля функций Ростехнадзора» проведены более 100 публичных обсуждений правоприменительной практики с участием поднадзорных организаций и заинтересованных органов исполнительной власти как федерального, так и регионального уровня, 2 обучающих семинара (вебинара) с представителями межрегиональных технологических управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью; актуализирован перечень типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Ростехнадзора с разбивкой по видам контрольно-надзорной деятельности (опубликован на официальном сайте Ростехнадзора в разделе «Открытый Ростехнадзор»); в соответствии с утвержденной методикой расчета значений показателей, используемых для оценки вероятности возникновения потенциальных негативных последствий несоблюдения обязательных требований в области промышленной безопасности, проведена работа по присвоению ОПО категорий риска. В настоящее время такая категория присвоена 100 % ОПО I и II классов опасности, 99 % ОПО III класса и 20 % ОПО IV класса.

Информирование подконтрольных лиц о проведении публичных мероприятий осуществлялось посредством размещения пресс-релизов о предстоящих мероприятиях на официальном сайте Ростехнадзора в разделе «Федеральные новости», а также путем направления в адрес общественных и поднадзорных организаций письменных приглашений. Всего за 2018 г. проведено 116 публичных мероприятий для подконтрольных субъектов в разных регионах РФ. Данная работа ведется на системной основе.

Проведенная совместно с Общественным советом работа способствовала реализации положений Публичной декларации и позволила: модернизировать систему государственного регулирования в области промышленной безопасности, безопасности ГТС, безопасности в электроэнергетике, а также безопасности в области использования атомной энергии в сфере деятельности Ростехнадзора; оптимизировать контрольно-надзорные и разрешительные функции в установленной сфере деятельности Ростехнадзора; повысить открытость и эффективность гражданского контроля функций Ростехнадзора.

Общественный совет одобрил представленный доклад и поручил своим членам принять активное участие в подготовке перспективных предложений в целях совершенствования промышленной безопасности, предусмотренных Планом деятельности Ростехнадзора на 2016–2021 гг. 

Затем А.Л. Рыбас представил проект Публичной декларации на 2019 г., в которой также предусмотрены четыре цели: совершенствование функции государственного надзора в Ростехнадзоре; совершенствование системы государственного регулирования  в установленной сфере деятельности; реализация международного сотрудничества, направленного на совершенствование государственного регулирования в сфере обеспечения технологической безопасности и безопасности при использовании атомной энергии в мирных целях; повышение открытости, качества и гражданского контроля функций Ростехнадзора.

В соответствии с указанными целями Ростехнадзору в 2019 г. предстоит решать следующие основные задачи:

  • продолжить внедрение риск-ориентированного подхода в сфере федерального государственного энергетического надзора;
  • завершить работу по реализации правовых норм по регулированию промышленной безопасности ОПО при проведении сварочных работ;
  • подготовить предложения по внесению в законодательство изменений, направленных на совершенствование регулирования в области промышленной безопасности, безопасности ГТС и в сфере электроэнергетики;
  • утвердить новые и совершенствовать действующие ФНП в области промышленной безопасности и в области использования атомной энергии;
  • принять участие в заседании XVII Межгосударственного совета по промышленной безопасности, Международной конференции Организации Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), в Международной конференции МАГАТЭ;
  • реализовать запланированные мероприятия, направленные на повышение информированности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований;
  • актуализировать и опубликовать перечни типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Ростехнадзора;
  • продолжить разработку руководств по безопасности, содержащих разъяснения требований и рекомендации по их применению, а также методологию анализа риска.

Работа Ростехнадзора по выполнению данных задач должна осуществляться с учетом предложений и замечаний представителей экспертного, научного и предпринимательского сообществ.

После обсуждения доклада Общественный совет рекомендовал руководству Ростехнадзора одобрить представленную Публичную декларацию и опубликовать ее на официальном сайте в сети Интернет, обязал членов Общественного совета принять участие в реализации положений данной Публичной декларации.

Далее А.Л. Рыбас представил анализ исполнения Плана Ростехнадзора по реализации Концепции открытости федеральных органов исполнительной власти на 2018 г. Так, он отметил, что в порядке исполнения мероприятий плана сотрудниками соответствующих управлений Ростехнадзора своевременно размещалась информация на официальном сайте Ростехнадзора, ежемесячно проводился мониторинг эффективности работы сервисов сайта, выявляемые недостатки своевременно устранялись; раз в полгода проводился аудит информационных ресурсов Ростехнадзора в целях выявления общедоступной информации для возможного размещения в форме открытых данных (раздел «Открытые данные»); осуществлялся постоянный мониторинг выхода обновленных версий методических материалов, публикуемых в рамках дорожной карты «Открытые данные РФ», в целях приведения в соответствие им раздела «Открытые данные» официального сайта Ростехнадзора, по мере необходимости актуализировались наборы открытых данных, размещенных на официальном сайте Ростехнадзора в разделе «Открытые данные»; разработаны проекты федерального закона и постановления Правительства РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях внедрения дистанционных методов мониторинга (контроля) в области промышленной безопасности»; принята и реализована Публичная декларация на 2018 г.; выполнены в полном объеме мероприятия, предусмотренные Планом совместной работы центрального аппарата и Общественного совета при Ростехнадзоре; в сфере отчетности в Ростехнадзоре в 2018 г. подготовлен итоговый доклад о результатах деятельности ведомства за 2017 г., который обсудили на заседаниях Общественного совета и коллегии Ростехнадзора, материалы его обсуждения опубликованы на официальном сайте Ростехнадзора; здесь же регулярно публиковалась информация о плане-графике размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд центрального аппарата Ростехнадзора; пресс-службой ведомства регулярно проводилась работа по размещению на официальном сайте и на страницах Ростехнадзора в социальных сетях новостей, пресс-релизов о деятельности ведомства, видеозаписей официальных мероприятий с участием руководства Ростехнадзора и других материалов об общественно значимых мероприятиях; на официальном сайте Ростехнадзора размещены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных служащих, а также о заседаниях комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов и принятых на них решениях; ежеквартально готовились доклады о результатах правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, проекты данных докладов направлялись в общественные организации для рассмотрения и представления предложений, ежеквартально, согласно плану-графику, проводились публичные обсуждения результатов правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности.

Общественный совет одобрил представленный отчет и поручил своим членам активизировать участие в публичном освещении деятельности Ростехнадзора, в том числе в региональных средствах массовой информации (СМИ).

Заслушав доклад главного специалиста–эксперта отдела по взаимодействию со СМИ и институтами гражданского общества Организационно-аналитического управления Ростехнадзора А.В. Кузина об информационном сопровождении деятельности Ростехнадзора в 2018 г., Общественный совет отметил, что в отчете подробно отражены проведенные мероприятия, направленные на повышение информационной открытости и прозрачности деятельности Ростехнадзора, на улучшение взаимодействия с гражданским и предпринимательским сообществами, формирование доверия к деятельности инспекторов Ростехнадзора, укрепление конструктивных взаимоотношений с общественными, социальными и образовательными институтами. Особо значимыми мероприятиями стали: освещение в СМИ выступления руководителя Ростехнадзора А.В. Алёшина в Общественной палате РФ (более 60 публикаций в центральной и региональной прессе, в интернет-изданиях, телевизионные сюжеты в блоке новостей на центральных каналах); информационное сопровождение выступления руководителя Ростехнадзора в Совете Федерации Федерального Собрания РФ (около 70 публикаций в центральной и региональной прессе, в интернет-изданиях, телевизионные сюжеты в блоке новостей на центральных каналах) и др.

Общественный совет решил принять к сведению данный отчет и рекомендовал руководству Ростехнадзора рассмотреть и принять решение по утверждению отчета с учетом его обсуждения на заседании Общественного совета, рекомендовал своим членам принимать активное участие в проведении мероприятий по информационному сопровождению деятельности Ростехнадзора, выступать с инициативой по их организации и проведению.

С.В. Макаров (Ростехнадзор), Н.А. Пиляев, фото Р.Н. Пиляева (ЗАО НТЦ ПБ)

Общественный совет при Ростехнадзоре
Год: 2019
Номер журнала: Февраль