Заседание Научно-технического совета Ростехнадзора


В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору 12 декабря 2018 г. под председательством Б.А. Красных прошло заседание Научно-технического совета (НТС) Ростехнадзора. На нем присутствовали 38 чел., в том числе 20 членов НТС, а также статс-секретарь — заместитель руководителя Ростехнадзора А.Л. Рыбас.

О проекте плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора на 2019 г. доложил начальник Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев. Заслушав доклад, НТС Ростехнадзора принял решение одобрить проект данного плана.

О методологии организации и осуществления мероприятий по усилению контрольно-надзорной деятельности на химически опасных производственных объектах в период подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий доложил и. о. начальника Управления общепромышленного надзора Ростехнадзора (далее — Управление) Г.М. Селезнёв. Докладчик отметил, что, в соответствии с решениями Совета Безопасности Российской Федерации (РФ) от 21 июля 2016 г., в части мер по усилению контрольно-надзорной деятельности в отношении химически опасных производственных объектов, расположенных в городах проведения официальных международных спортивных мероприятий, Ростехнадзором при участии Управления в 2016–2018 гг. принимались системные меры по их реализации, а также согласно п. 13 Указа Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации Кубка конфедераций и чемпионата мира по футболу» (далее — Указ) и постановлению Правительства РФ от 9 июня 2017 г. № 689 о некоторых мерах по реализации Указа (далее — Постановление).

Указ и Постановление выполнялось в 17 субъектах РФ. В результате проведенных мероприятий территориальными управлениями Ростехнадзора при методическом сопровождении и контроле Управления в части надзора за промышленной безопасностью:

  • разработаны и утверждены планы мероприятий по усилению контроля за соблюдением обязательных требований при эксплуатации опасных производственных объектов (ОПО) в период проведения массовых мероприятий;
  • сформированы перечни поднадзорных организаций, деятельность которых соответствовала критериям, установленным Перечнем опасных производств и организаций, в которых используются источники ионизирующего излучения, опасные химические и биологические вещества, радиоактивные, токсичные и взрывчатые вещества (далее — Перечень), утвержденным Постановлением (всего 785 организаций);
  • разработаны и направлены в территориальные органы Ростехнадзора Методические рекомендации по обеспечению безопасности на ОПО и объектах использования атомной энергии в период подготовки и проведения массовых мероприятий федерального уровня;
  • организовано взаимодействие с региональными межведомственными оперативными штабами (далее — РМОШ);
  • направлены уведомления в организации, включенные в перечни Ростехнадзора и согласованные на заседаниях РМОШ, о необходимости выполнения Постановления, а также контрольные проверочные листы, регламентирующие исполнение конкретных мероприятий в условиях приостановки (продолжения) деятельности, содержащие исчерпывающий перечень контрольных вопросов, в том числе для подотчетности поднадзорных организаций;
  • направлены в поднадзорные организации, не вошедшие в Перечень, но эксплуатирующие ОПО I–IV классов опасности, последствия аварий, которые могли оказать негативное влияние на безопасность объектов инфраструктуры чемпионата мира, уведомления с рекомендациями по усилению мер безопасности в целях минимизации рисков инцидентов и аварий при проведении работ, связанных с повышенной опасностью (или ограничить эти работы), на период введения усиленных мер безопасности;
  • проведены тренировки и учения в более чем 300 организациях, расположенных на территории 17 субъектов РФ, в которых размещены объекты инфраструктуры чемпионата мира, результаты тренировок (учений) в целом признаны удовлетворительными; 
  • в 16 организациях, в которых в ходе тренировок выявлены недостатки в действиях работников, аварийно-спасательных формирований по готовности к локализации и ликвидации последствий аварий, а также в содержании планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварии (далее — ПМЛА), проведены повторные тренировки (учения), подтвердившие устранение недостатков. Информированы о проведении тренировок и учений органы Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ России, МЧС России, Росгвардии, Минобороны России, Роспотребнадзора, местные органы власти, представители указанных органов участвовали в проведении тренировок и учений;
  • проведены контрольно-надзорные мероприятия в период подготовки и проведения чемпионата мира. В случае выявления нарушений принимались меры, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях РФ, выдавались предписания об устранении нарушений, а также сообщалось о нарушениях в РМОШ. Проведено проверок выездных (документарных) — 635, в том числе плановых — 11, в рамках постоянного надзора — 114. Примеры нарушений: неполная реализация организационных и технических мероприятий по обеспечению безопасности при приостановке работ, а также дополнительных мероприятий, обеспечивающих безопасность и сохранность имущества объекта, готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, к усилению режима охраны объектов; эксплуатация ОПО с нарушениями правил промышленной безопасности.

По поручению аппарата Правительства РФ от 25 июня 2018 г. № П7-32285 по итогам проведения мероприятий подготовлены и направлены в аппарат Правительства РФ материалы для включения в доклад Президенту РФ об исполнении п. 13 Указа. Проведенный комплекс мероприятий в рамках исполнения п. 13 Указа и Постановления позволил обеспечить выполнение соответствующих задач и надлежащий уровень безопасности на ОПО (в целом итоги подготовки и проведения чемпионата мира в России признаны позитивными).

Научно-технический совет Ростехнадзора принял к сведению доклад Управления, отметил положительную работу, обоснованность и эффективность принятых Ростехнадзором мер и решений по организации контрольно-надзорной деятельности в части обеспечения мер безопасности при проведении в РФ массовых спортивных мероприятий, позволивших обеспечить устойчивое безаварийное функционирование ОПО и рекомендовал использовать  положительный опыт организации и проведения контрольно-надзорных мероприятий в ходе подготовки и проведения массовых спортивных мероприятий в дальнейшем.

О ходе внесения изменений в технический регламент Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» (далее — технический регламент) доложил консультант отдела по надзору за взрывными работами Управления горного надзора Ростехнадзора А.В. Макаров. Его содокладчиками выступили президент АНО «Национальная организация инженеров-взрывников» д-р техн. наук, проф. НИТУ МИСИС В.А. Белин и ген. директор ООО «Экспотехвзрыв» д-р техн. наук В.М. Клевлеев. Докладчики отметили, что технический регламент вступил в силу 1 июля 2014 г. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. № 1447 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «О безопасности взрывчатых веществ и изделий на их основе» Ростехнадзор определен органом государственного контроля (надзора) за соблюдением его требований в отношении взрывчатых веществ (ВВ) и изделий на их основе, которые применяют на поднадзорных Ростехнадзору объектах, а также в отношении связанных с требованиями к этой продукции процессов применения, хранения и транспортирования. Данные полномочия реализуются в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Представители Ростехнадзора, в соответствии с установленными полномочиями, выдают разрешения на постоянное применение ВВ и изделий на их основе, принимают участие в комиссии по проведению приемочных испытаний, активно взаимодействуют с уполномоченными органами в области промышленной безопасности государств — членов Таможенного союза республик Казахстан и Беларусь по вопросам реализации требований технического регламента.

Так, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 4 технического регламента, подготовлен и подписан уполномоченными органами перечень ВВ, не подлежащих маркировке, который имеет одинаковую юридическую силу на территориях государств — членов Таможенного союза. Проведена совместная работа по переносу срока вступления в силу требования об обязательной маркировке ВВ с 1 января 2017 г. на 1 января 2021 г. по причине неподготовленности производителей ВВ к решению этой сложной производственной задачи; при активном участии Ростехнадзора, Минпромторга России осуществляются процедуры внесения изменений в технический регламент в части установления перечня показателей, требующихся для оценки безопасности ВВ и изделий на их основе.

После обсуждения сообщений НТС Ростехнадзора принял решение: признать актуальность внесения изменений в отдельные требования технического регламента и целесообразность определения РФ ответственным исполнителем по внесению изменений; отметить целесообразность проведения сопоставительного анализа требований и положений технического регламента и Технического регламента «О безопасности химической продукции», утвержденного постановлением Правительства РФ от 7 октября 2016 г. № 1019, в части терминологии и требований о разработке изготовителем (поставщиком) взрывчатой химической продукции предупредительной маркировки и паспортов безопасности на конкретную взрывчатую химическую продукцию, производящуюся (импортируемую) в целях ее равнозначного обращения на территориях стран — участниц Евразийского экономического союза.

О состоянии готовности экспертизы документов, обосновывающих безопасность сооружения комплекса с исследовательским ядерным реактором ПИК, сообщил и. о. заместителя начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора А.И. Сапожников. Заслушав его сообщение, НТС Ростехнадзора принял к сведению информацию и рекомендовал рассмотреть окончательные результаты экспертизы на заседании секции № 3 «Безопасность объектов использования атомной энергии» НТС Ростехнадзора.

Отчет о работе НТС Ростехнадзора в 2018 г. и проект плана его работы на 2019 г. представил ученый секретарь НТС Ростехнадзора А.В. Денисов. Заслушав и обсудив сообщения ученого секретаря, НТС Ростехнадзора отметил, что мероприятия, предусмотренные планами НТС Ростехнадзора и его секций на 2018 г., выполнены, тематика рассмотренных вопросов соответствовала целям их создания и деятельности (выработка рекомендаций по решению вопросов реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности Ростехнадзора); рекомендовал секциям и заинтересованным членам НТС Ростехнадзора до 15 февраля 2019 г. представить в Правовое управление Ростехнадзора предложения по совершенствованию инструментов технического регулирования в целях повышения безопасности поднадзорных Ростехнадзору объектов для подготовки к рассмотрению на заседании НТС Ростехнадзора данного вопроса.

А.В. Денисов (НТС Ростехнадзора), Н.А. Пиляев, фото Р.Н. Пиляева (ЗАО НТЦ ПБ)

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

В Ростехнадзоре
Год: 2019
Номер журнала: Январь