V Всероссийская неделя охраны труда


C 23 по 26 апреля 2019 г. в Сочи, в главном медиацентре, прошла V Всероссийская неделя охраны труда (ВНОТ – 2019). Инициатор мероприятия — Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (РФ) в соответствии с постановлением Правительства РФ. Председатель оргкомитета по подготовке и проведению ВНОТ – 2019, заместитель председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец. Один из информационных партнеров — журнал «Безопасность труда в промышленности», официальное издание Ростехнадзора.

Всероссийская неделя охраны труда — форум в сфере охраны труда и здоровья, промышленной безопасности, который в 2019 г. собрал около 10 тыс. практикующих специалистов, среди которых представители официальных ведомств РФ, руководители по охране труда, международные эксперты, главы крупных промышленных корпораций (как российских, так и зарубежных), представители профсоюзов и общественных организаций.

На фото 2-й слева модератор пленарной сессии Х.-Х. Конколевски, спикеры слева направо: А.Е. Лихачев, генеральный директор Госкорпорации «Росатом», М.А. Топилин, Г. Райдер, М.В. Шмаков, председатель Федера́ции незави́симых профсою́зов Росси́и, А.Н. Шохин, президент Российского союза промышленников и предпринимателей

Ключевое мероприятие первого дня — стратегическая пленарная сессия «Будущее охраны труда в России: профилактика и культура безопасного труда», на которой сформулированы основные направления развития системы охраны труда и обеспечения безопасности в России. В первую очередь речь шла о сохранении здоровья работников, снижении отрицательного влияния на здоровье людей на производстве, профилактике заболеваемости.

Министр труда и социальной защиты РФ М.А. Топилин напомнил, что Президент России В.В. Путин поставил задачу к 2024 г. увеличить продолжительность жизни россиян до 78 лет, а к 2030 г. — до 80 лет. Без комплексного подхода, в основе которого лежит профилактика, этой цели не достигнуть. «Конечно же, все, что связано с сохранением здоровья людей на производстве, —общая задача и общий интерес. От того, насколько производство будет безопасным, какими будут вложения работодателей, в том числе в эту сферу, выигрывают все: и работодатели, и профсоюзы, и работники», — отметил министр. На протяжении последних 12 лет наблюдается устойчивое снижение числа несчастных случаев на производстве. Так, с 2007 по 2018 г. число погибших в результате несчастных случаев снизилось более чем в 2 раза — с 4,6 до 1,6 тыс. работников. Глава Минтруда России отметил, что резервы, которые использовались на протяжении последних 10–15 лет, себя исчерпали. Поэтому необходимо перейти от реагирования на различные ситуации с производственным травматизмом на проактивный подход, на заблаговременное выявление рисков для работников. Превентивный подход лег в основу всех новых решений в сфере труда и его безопасности. Новые поправки в Трудовой кодекс РФ внесены в Правительство РФ, а после их согласования должны быть вынесены на обсуждение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. «Речь идет о механизме превентивного выявления и фиксации различных рисков, выстраивания соответствующей политики защиты работника на производстве», — закончил выступление глава Минтруда России.

Генеральный директор Международной организации труда Г. Райдер акцентировал внимание на глобальном гуманистическом подходе к организации труда. Несмотря на то что число несчастных случаев и пострадавших в России неуклонно снижается, статистика травматизма по-прежнему остается неприемлемой с точки зрения концепции нулевого травматизма, к которой Россия присоединилась в конце 2017 г. Это серьезный вызов специалистам в сфере охраны труда. О профилактике говорил и модератор пленарной сессии, посол Vision Zero Х.-Х. Конколевски. «Обеспечить профилактику травматизма и безопасность труда в сегодняшних условиях становится все труднее, но мы должны это сделать. — Каждый несчастный случай может и должен быть предотвращен, и этого можно добиться при активном содействии всех участников рабочего процесса. К концепции Vision Zero уже присоединились свыше 500 российских компаний, и на сегодняшний день Россия — лидер в мире по получению сертификатов партнеров нашей программы», — отметил он.

В рамках ВНОТ – 2019 на 22 площадках прошло большое число конференций, семинаров, панельных дискуссий, специализированных совещаний и заседаний, круглых столов, один из них был посвящен дальнейшему развитию законодательства в области промышленной безопасности, обсуждению проекта Федерального закона «О промышленной безопасности»: новые подходы к формированию системы нормативного правового регулирования, обеспечению промышленной безопасности на опасных производственных объектах (ОПО).

Провели его Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и ЗАО «Научно-технический центр исследований проблем промышленной безопасности» (ЗАО НТЦ ПБ). Ведущим круглого стола выступил начальник Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлев. На заседании присутствовали 146 чел., которые с большим вниманием выслушали приветствие и доклады: Д.А. Яковлева «О государственной политике и законодательном регулировании в области промышленной безопасности: состояние и перспективы»; генерального директора ЗАО НТЦ ПБ д-ра техн. наук, проф. Е.В. Кловач «О новых подходах к обучению и аттестации руководителей и специалистов, осуществляющих профессиональную деятельность в области промышленной безопасности»; заведующего отделом системного анализа безопасности ЗАО НТЦ ПБ д-ра техн. наук А.И. Гражданкина «Об установлении единых критериев оценки рисков аварий на промышленных объектах и категорировании таких объектов», заместителя директора Департамента условий и охраны труда Минтруда России А.Ш. Сакаева.

— За 2018 г. число погибших на ОПО уменьшилось на 71 %. Это результат общей работы, — сообщил Д.А. Яковлев. — Ростехнадзор и коллеги из Минтруда России тесно сотрудничают и находятся в творческом поиске новых форм регулирования, которые позволили бы сохранить тенденцию снижения числа погибших. Системные риски безопасности в промышленности известны и никуда не делись: человеческий фактор, старение основных фондов в ряде отраслей. Работы много. Основной вопрос — выполнение комплекса поручений Правительства и Президента РФ. По инициативе Ростехнадзора начали разработку проекта Федерального закона «О промышленной безопасности», его текст в июне 2019 г. будет представлен на обсуждение. В соответствии с планом в октябре 2019 г. он должен быть внесен в Правительство РФ. В настоящее время проходит этап выдвижения идей. Почему этим занялись? Потому что Указом Президента РФ от 6 мая 2018 г. № 198 «Об основах государственной политики в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу» определены основные цели работы. В этом документе сформулированы основные задачи государственной политики в области промышленной безопасности (ПБ). Они касаются правовых основ дистанционного мониторинга состояния ПБ, определения правового статуса организации научно-технической поддержки органов регулирования, совершенствования механизмов ответственности за нарушение требований ПБ, повышения уровня независимости экспертов и экспертных организаций. Сами задачи можно решить путем внесения изменений в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее — Федеральный закон № 116-ФЗ), но 11 марта 2019 г. вышел Указ Президента РФ № 97, утвердивший основы государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности. И там стоит задача по внедрению изменений и применению Согласованной на глобальном уровне системы классификации и маркировки химических веществ и смесей (СГС). В рамках внедрения СГС, в конвенцию внесены изменения, и теперь список веществ стал более конкретизирован. Российская Федерация как участница обязана легитимизировать положение этой конвенции в национальное законодательство. Вступление в силу нового федерального закона будет проходить плавно, сохраняя действие всех выданных ранее документов до истечения их сроков (в частности, это коснется экспертов и экспертных организаций по ПБ). Мы хотим сделать переходную норму, чтобы они занимались техническим диагностированием зданий и сооружений без дополнительного подтверждения компетенции.

«Всех, кто имеет какое-либо отношение к ПБ, в последнее время волнует вопрос: в какую сторону будет разворачиваться процедура обучения и аттестации, каким образом нужно будет к ней адаптироваться?» — заявила Е.В. Кловач. Вопросы проверки знаний руководителей, специалистов и работников организаций, осуществляющих деятельность в области ПБ, регулировались и в Госгортехнадзоре СССР, и в Ростехнадзоре, согласно документам, действовавшим с 1968 по 2002 г. («области проверки знаний и подготовки к аттестации» по ПБ). Так, в ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ сказано, что работники ОПО обязаны проходить подготовку и аттестацию в области ПБ, а организация, эксплуатирующая ОПО, обязана обеспечить проведение подготовки и аттестации работников. То есть руководители и специалисты (должностные лица) должны проходить подготовку и аттестацию, а рабочие — обучение и проверку знаний.

Однако существуют проблемы для реализации этих требований: у Ростехнадзора нет четко установленных законодательными и нормативно-правовыми актами полномочий на установление порядка подготовки и аттестации (ПиА); не совпадает сфера действия Федерального закона № 116-ФЗ и подзаконного приказа № 37 в части ПиА (Федеральный закон № 116-ФЗ устанавливает требования по подготовке и аттестации только для эксплуатирующих ОПО организаций); штатная численность более 5 тыс. чел. не всегда отражает обоснованную необходимость аттестации в центральной аттестационной комиссии; формализм в проведении аттестации в комиссиях поднадзорных организаций; отсутствие системы учета документов об аттестации, что приводит к их подделке.

С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон № 271-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подтверждения компетентности работников опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и объектов электроэнергетики» (далее — Федеральный закон № 271-ФЗ). Он дополнен ст. 14.1, где указано, что в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований ПБ работники (категории таких работников определяются Правительством РФ), в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность в области ПБ (проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на ОПО), обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области ПБ и проходить аттестацию. Подготовка иных категорий работников в области ПБ осуществляется в соответствии с требованиями к таким работникам, установленными федеральными нормами и правилами в области ПБ.

Формы указанной подготовки определяются организацией, эксплуатирующей ОПО. Первичная аттестация работников в области ПБ проводится не позднее 1 мес:  при назначении на соответствующую должность; при переводе на другую работу или заключении трудового договора с другим работодателем, если при исполнении трудовых обязанностей на этой работе требуется проведение аттестации по другим областям аттестации. Внеочередная аттестация работников в области ПБ проводится в случаях, определенных Правительством РФ.

Работники, не прошедшие аттестацию в области ПБ, не допускаются к работе на ОПО. Документы об аттестации в области ПБ, выданные в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона № 271-ФЗ, действительны до окончания срока их действия. Организация, эксплуатирующая ОПО, обязана обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области ПБ в случаях, установленных Федеральным законом № 271-ФЗ.

«Единые критерии оценки опасностей аварий — это не какие-то одинаковые микроцифры уже легко узнаваемого вида «10–6», — заявил А.И. Гражданкин. Единые критерии допустимого риска аварии должны устанавливаться для конкретных случаев и для конкретных опасных производств единообразно по общепринятой методике. Вследствие значительного разнообразия возможных причин промышленных аварий, сценариев их возникновения и развития, широкого спектра возможных последствий, установление абсолютно одинаковых для всех опасных производств критериев допустимого риска аварии не представляется возможным как по методическим, так и по этическим соображениям.

В последние десятилетия наметилась опасная тенденция конъюнктурного внедрения «абсолютно равных для всех» критериев безопасной эксплуатации — «допустимого риска гибели индивида». Фактически вместо риск-ориентированного подхода предлагается «риск-предписывающий». Риск-ориентированный подход в обеспечении промышленной безопасности призван сориентировать промышленников, надзорные органы и экспертное сообщество в существующих аварийных опасностях и угрозах сегодняшней индустриальной России.

Любая методика анализа риска — это только средство для измерения опасности, а вовсе не гарант и не свидетель «соблюдения безопасности». Для максимального устранения измерительных ошибок необходимо оценивать не абсолютный уровень опасности аварии, а относительный. Единые критерии оценки опасности аварий необходимы не для оценки соответствия ОПО требованиям ПБ, а для сравнительных оценок аварийной опасности при обосновании безопасности и категорировании объектов в динамической модели риск-ориентированного обеспечения ПБ.

Говоря об обеспечении безопасных условий труда работников ОПО в контексте нового регулирования в области промышленной безопасности, А.Ш. Сакаев отметил, что, выступая на пленарной сессии, М.А. Топилин напомнил о поставленных Президентом РФ задачах по повышению качества жизни граждан, обеспечению устойчивого роста экономики, повышению производительности труда, снижению числа случаев утраты работниками трудоспособности, сокращению травматизма и смертности вследствие несчастных случаев и профессиональных заболеваний.

Очевидно, что решение этих задач во многом зависит от выработки новых подходов к регулированию в области обеспечения ПБ. Очень важно в первую очередь определить приоритеты (кто и что — «объекты защиты»), выстроить систему норм таким образом, чтобы обеспечить учет приоритетов сквозным образом: от прямых норм закона до конкретных нормативных предписаний, содержащихся в подзаконных актах.

Согласно приведенным М.В. Топилиным данным о числе несчастных случаев на производстве, более 70 % погибших работали в наиболее травмоопасных сферах деятельности (строительство, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых, сельское, лесное хозяйства, рыболовство, а также транспорт). Первые три сферы так или иначе поднадзорны Ростехнадзору. По статистике несчастные случаи на производстве в большинстве случаев — не неизбежные, непредотвратимые события, они — следствие конкретных причин, как правило, связанных с человеческим фактором. Анализ причин несчастных случаев показывает, что 67 % обусловлены низкой культурой безопасности труда, несоблюдением или игнорированием требований охраны труда не только работодателями, но и самими работниками. Необходимо создавать условия для формирования культуры безопасного труда. Этому уделяют большое внимание Минтруд России и Ростехнадзор.

Решением существующих проблем могут стать: модернизация системы регулирования охраны труда, переход от формализма и реагирования на уже свершившиеся несчастные случаи и профессиональные заболевания к профилактике, эффективному предотвращению причин их возникновения. То есть к внедрению у всех работодателей системы активного выявления, оценки и снижения профессиональных рисков, исходящих от существующих на конкретном объекте опасностей, до того как они станут причиной несчастного случая или ухудшения здоровья работника.

Такая работа должна проводиться на основе вовлечения и синхронизации деятельности всех заинтересованных сторон: государства, работодателей, представителей работников и страховщиков. Минтрудом России подготовлен и внесен в Правительство РФ проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации (в части совершенствования механизмов предупреждения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)». Предлагаемые законопроектом изменения, в том числе в раздел X «Охрана труда», подготовлены с учетом анализа результатов правоприменения и лучших практик российских и зарубежных компаний и направлены на реализацию концепции Vision Zero («нулевой травматизм»), партнерами которой являются Минтруд России и Ростехнадзор. 

Изменения предусматривают:

  • законодательное введение профилактики как основного принципа обеспечения безопасности работников на производстве;
  • повышение уровня информирования и защиты прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда, посредством установления запрета на работу в опасных условиях;
  • введение электронного документооборота по вопросам охраны труда;
  • установление порядка учета микротравм работников и устранения их причин, пока не наступили более серьезные последствия (тяжелая травма или гибель работника);
  • совершенствование процедур обучения и проверки знаний требований охраны труда;
  • совершенствование системы государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства путем введения работодателем внутреннего самоконтроля за их выполнением.

Этот законопроект разрабатывался во взаимодействии с объединениями работодателей и профсоюзов и концептуально поддержан социальными партнерами. Его принятие потребует определенной актуализации существующих правил по охране труда, и эту работу Минтруд России будет проводить,  в том числе в рамках объявленной «регуляторной гильотины», но очень внимательно и аккуратно и при участии всех сторон социального партнерства.

«И здесь, по моему убеждению, важно сохранить и развить то эффективное и конструктивное взаимодействие, которое сложилось между Минтрудом России и Ростехнадзором. Имею в виду, что нам предстоит большая совместная работа по анализу действующих требований, устранению дублирования и синхронизации там, где это уместно и целесообразно», — заключил А.Ш. Сакаев.

После выступления докладчиков Д.А. Яковлев предоставил возможность задавать вопросы. Этим успели воспользоваться пятеро участников круглого стола, а остальным он предложил задать вопросы представителям Ростехнадзора на консультационном пункте, где все дни напряженно работали сотрудники Северо-Кавказского управления Ростехнадзора (В.Ю. Сотниченко, заместитель начальника Межрегионального отдела по надзору за электроустановками потребителей, В.А. Ковецкий, начальник отдела по надзору за тепловыми энергоустановками и сетями, С.С. Адзенов, старший государственный инспектор Сочинского территориального отдела) или направлять вопросы в редакцию журнала «Безопасность труда в промышленности». Кстати, на консультационном пункте были представлены тематические подборки журнала «Безопасность труда в промышленности», Информационного бюллетеня Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также материалы, относящиеся к сфере деятельности Ростехнадзора и ЗАО НТЦ ПБ.

Н.А. Пиляев (ЗАО НТЦ ПБ)

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

Год: 2019
Номер журнала: Май