В Ростехнадзоре подвели предварительные итоги работы в 2018 г.


В Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) 19 декабря 2018 г. прошло заседание коллегии. Вел заседание руководитель Ростехнадзора А.В. Алёшин. Кроме членов коллегии в ее работе участвовали ответственные работники центрального аппарата Ростехнадзора.

В начале заседания А.В. Алёшин вручил государственные награды и ведомственные поощрения сотрудникам Службы. Государственными наградами Российской Федерации (РФ) награждены пять человек. За достигнутые трудовые успехи, активную общественную деятельность и многолетнюю добросовестную работу медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени получили начальник Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора М.А. Климова, заместитель начальника этого же Управления В.В. Чернышев и заместитель начальника Управления по надзору в угольной промышленности Ростехнадзора С.В. Мясников. За заслуги в обеспечении ядерной и радиационной безопасности, многолетнюю добросовестную работу почетное звание «Заслуженный работник атомной промышленности Российской Федерации» присвоено заместителю начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок Ростехнадзора В.А. Манакову. За достигнутые трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу почетной грамотой Президента РФ награжден начальник отдела Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора С.В. Алёшкин.

Кроме того, ведомственными наградами Ростехнадзора награждены 30 чел., а Минэнерго России — 4 человека.

С докладом «О состоянии промышленной безопасности, аварийности и травматизме на поднадзорных технологических объектах в сфере исполнения государственного оборонного заказа» выступил и. о. начальника Управления общепромышленного надзора, советник руководителя Ростехнадзора Г.М. Селезнёв. Он отметил, что предприятия оборонно-промышленного комплекса (ОПК) в основном размещены в 14 субъектах РФ, что, исходя из условий безопасности, налагает особую ответственность за их безопасность на соответствующие ведомства, государственные корпорации (управляющие компании), администрации предприятий и регионов их размещения. В государственном реестре опасных производственных объектов (ОПО) зарегистрировано 790 объектов, эксплуатируемых 157 организациями ОПК, на 446 из них обращаются химически и взрывоопасные вещества. Это объекты чрезвычайно высокой опасности (I класс) — 46, высокой опасности (II класс) — 49 и средней опасности (III класс) — 351. Кроме того, в соответствии с поручением Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № РД-П7-303с, с учетом информации Минпромторга России о предприятиях спецхимии, включенных в раздел «Промышленность боеприпасов и спецхимии» сводного реестра, Ростехнадзором усилен контроль за объектами 33 организаций промышленности спецхимии.

Далее Г.М. Селезнёв привел данные о контрольно-надзорной деятельности в 2017–2018 гг. и об аварийности и травматизме со смертельным исходом за 2013–2018 (11 мес) гг., отметив значительный травматизм в 2018 г. (13 несчастных случаев со смертельным исходом, в 2017 г. — 0) на предприятиях ОПК. Так, в результате: возгорания с последующим взрывом взрывоопасных отходов производства в АО «Соликамский завод «Урал» (г. Соликамск) погибли две работницы; несанкционированного взрыва утилизируемых противопехотных мин в ФКП «Завод им. Я.М. Свердлова» (г. Дзержинск) пострадали 12 работников, 6 из которых погибли; проведения ремонтно-профилактических работ в емкости, предназначенной для хранения жидкого кислорода, заживо сгорели два работника предприятия ПАО «Кузнецов» (г. Самара).

Характерные недостатки, выявленные в ходе расследования причин аварий и несчастных случаев:

  • эксплуатация зданий, сооружений и технических устройств с истекшим установленным сроком эксплуатации и (или) с нарушением нормативных требований противопожарной безопасности;
  • нарушения норм и требований безопасности при эксплуатации электрооборудования, установленного во взрывоопасных зонах, недостатки в системах и средствах инженерного инфраструктурного обеспечения (вытяжка и вентиляция);
  • отсутствие на рабочих местах систем автоматического непрерывного газового контроля и анализа с устройствами сигнализации и выдачей сигналов в систему противоаварийной защиты, отсутствие средств индивидуальной защиты персонала от пожаров;
  • хранение взрывоопасной продукции в местах, не предусмотренных проектами, превышение норм загрузки при хранении взрывчатых материалов;
  • нарушение сроков проведения профилактического осмотра и регламентных работ на технологическом оборудовании;
  • недостаточная готовность предприятий к действиям по локализации и ликвидации аварий, низкий уровень подготовленности технологического, ремонтного и обслуживающего персонала как в эксплуатирующих объекты организациях, так и в привлекаемых к отдельным видам работ сторонних организациях.

Во исполнение поручения Правительства РФ от 11 ноября 2018 г. № ЮБ-П7-7694 по обеспечению систематического контроля за объектами организаций пороховой отрасли Ростехнадзор разработал предложения:

  • Минпромторгу России совместно с ГК «Ростех» определить перечень организаций, отнесенных к пороховой отрасли, подлежащих контролю, и представить его в заинтересованные органы исполнительной власти;
  • организациям (предприятиям) пороховой отрасли, эксплуатирующим ОПО спецхимии, провести их переидентификацию (в случае необходимости), учитывая все признаки опасности, имеющиеся на данных объектах, в целях перерегистрации в государственном реестре ОПО, с присвоением им I класса опасности;
  • Ростехнадзору по заявлениям организаций, включенных в перечень организаций пороховой отрасли, перерегистрировать в государственном реестре ОПО эксплуатируемые ими объекты как объекты спецхимии;
  • Ростехнадзору для объектов спецхимии (I класс опасности) организаций пороховой отрасли оформить распорядительные документы по установлению в отношении них постоянного государственного надзора с периодичностью проведения 1 раз в неделю и обеспечить надлежащий уровень контрольно-надзорных мероприятий.

После обсуждения доклада коллегия Ростехнадзора обязала:

  • Управление общепромышленного надзора Ростехнадзора организовать контроль и координацию мероприятий, осуществляемых территориальными управлениями Ростехнадзора в целях исполнения поручений Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № РД-П7-303с (усиление контроля за объектами предприятий спецхимии) и от 7 ноября 2018 г. № ЮБ-П7-7694 (исполнение плана мероприятий по обеспечению систематического контроля за соблюдением правил промышленной и пожарной безопасности пороховых производств), разработать проект руководства по безопасности «Общие требования безопасности к процессам уничтожения боеприпасов в промышленных условиях»;
  • территориальным органам Ростехнадзора при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий за объектами предприятий спецхимии (технологическими объектами с использованием взрывопожарных и токсичных технологий) в сфере исполнения государственного оборонного заказа особое внимание обращать на объективность идентификации ОПО; наличие технологических регламентов; состояние зданий, сооружений (их проектное предназначение); состояние систем, средств противоаварийной защиты технологических объектов и персонала; квалификацию технологического персонала и его аттестацию; соблюдение производственной и технологической дисциплины; организацию внутрипроизводственного контроля безопасности, включая входной контроль и контроль безопасного исполнения производственных операций; организацию и подготовку аварийно-спасательных формирований (нештатные аварийно-спасательные формирования, собственные и привлекаемые профессиональные аварийно-спасательные формирования).

О проверках организаций, эксплуатирующих башенные краны, доложил заместитель начальника Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора В.В. Чернышев. Он напомнил, что практически все ОПО, на которых эксплуатируют башенные краны, отнесены к IV классу опасности, а в соответствии с законодательством РФ проверки таких объектов в плановом порядке не проводятся. Однако в связи с высоким уровнем аварийности на ОПО, на которых эксплуатируют стационарно установленные грузоподъемные механизмы, в том числе и башенные краны, за 2013–2014 гг. (особенно в связи с событиями 2015 г., когда произошла 51 авария, связанная со стационарно установленными грузоподъемными механизмами, и 19 — с башенными кранами), Ростехнадзор в порядке инициативы предложил внести изменение в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в части отнесения ОПО, на которых эксплуатируют башенные краны, к III классу опасности.

Кроме того, во исполнение поручения заместителя председателя Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. № АХ-П9-682 (далее — Поручение) центральный аппарат Ростехнадзора издал приказ от 15 марта 2017 г. № 85 «О проверках организаций, эксплуатирующих башенные краны». Разработан план проверок: с марта 2017 г. запланировано проверить 1139 организаций, эксплуатирующих 6090 башенных кранов, фактически проверено 1068 и 4144 соответственно; в 2018 г. запланировано проверить 1374 организации, эксплуатирующие 5284 башенных крана, фактически за 11 мес 2018 г. проверено 950 и 3949 соответственно; в 2019 г. запланировано проверить более 970 организаций, эксплуатирующих 2768 башенных кранов. Хотя план проведения проверок выполнен на 80,3 % в отношении организаций и на 71,1 % в отношении башенных кранов, число аварий снизилось до 32 со стационарно установленными грузоподъемными механизмами и 9 — с башенными кранами в 2017 г. Затем докладчик привел ряд показателей, характеризующих тщательность проведения проверок работниками центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора, и возникающие при этом проблемы:

  • уклонение от проверок путем передачи технических устройств в аренду иным организациям;
  • недостаточный уровень знаний инспекторского состава (в том числе отсутствие передачи опыта, наставничества, снижение общего уровня квалификации);
  • проверки организаций, не эксплуатирующих башенные краны, для повышения показателей в отчетности;
  • большое число случаев замены административных штрафов предупреждениями;
  • представление недостоверной информации (несоответствие сведений о проверках, внесенных в реестр, сведениям, предоставляемым в ежемесячных отчетах);
  • задействование инспекторского состава в иных надзорных мероприятиях, не связанных с надзором за подъемными сооружениями;
  • многочисленные ошибки при заполнении реестра сведений о проведенных проверках организаций, эксплуатирующих башенные краны.

Обсудив доклад В.В. Чернышева, коллегия обязала: Управление государственного строительного надзора Ростехнадзора обеспечить контроль исполнения Поручения территориальными органами Ростехнадзора и методическое сопровождение их деятельности; руководителей территориальных органов Ростехнадзора обеспечить соблюдение графика проверок, своевременности подготовки отчетов о проделанной работе и контроль ведения реестра сведений, размещенного на ведомственном портале Ростехнадзора, о результатах проверок организаций, эксплуатирующих башенные краны.

Состояние нормативно-правовой базы установления нормативов и выдачи разрешений на сбросы и выбросы радиоактивных веществ в окружающую среду охарактеризовал начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Ростехнадзора Е.Г. Кудрявцев. Он кратко изложил стратегию экологической безопасности РФ на период до 2025 г., заключающуюся в предотвращении загрязнения поверхностных вод и атмосферного воздуха; основы государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности РФ на период до 2025 г. и дальнейшую перспективу — обеспечение соответствующей современным требованиям защиты населения и окружающей среды от радиационного воздействия; полномочия Ростехнадзора в части регулирования выбросов и сбросов радиоактивных веществ; лучшую мировую практику нормирования радиоактивных выбросов и сбросов, учитываемую в РФ, а также изменения в законодательстве.

Коллегия решила, что Управлению по регулированию безопасности объектов ядерного топливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов Ростехнадзора необходимо обеспечить разработку: Административного регламента предоставления Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы и сбросы радиоактивных веществ в окружающую среду; Методики определения размера платы за оказание услуги по проведению экспертизы проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух и (или) проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты; Порядка ведения реестра выданных разрешений на выбросы радиоактивных веществ и разрешений на сбросы радиоактивных веществ в водные объекты; Порядка проведения экспертизы проекта нормативов допустимых выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух, проекта нормативов допустимых сбросов радиоактивных веществ в водные объекты.

Заслушав доклад об итогах контрольно-надзорной деятельности за объектами чемпионата мира по футболу 2018 г. Г.М. Селезнёва, коллегия решила признать их удовлетворительными и поручила Управлению специальной безопасности и Управлению общепромышленного надзора Ростехнадзора обеспечить методическое сопровождение деятельности Енисейского управления и Межрегионального территориального управления по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Сибири и Дальнего Востока Ростехнадзора при реализации мероприятий по усилению безопасности при проведении XXIХ Всемирной зимней универсиады 2019 г. на территории Красноярского края, с учетом принятых Ростехнадзором решений по обеспечению мер безопасности в период проведения в РФ чемпионата мира по футболу 2018 г. и Кубка конфедераций 2017 г.

Об исполнении решений коллегии Ростехнадзора, принятых в 2016–2018 гг., доложил начальник Организационно-аналитического управления Ростехнадзора П.Ю. Чепраков. Он, в частности, напомнил, что в 2016–2018 гг. проведено семь заседаний, на которых рассмотрены ключевые вопросы по актуальным направлениям деятельности и поставлены задачи для их реализации: поставлена 81 задача, подавляющее большинство исполнено в полном объеме. Однако в ходе детального анализа хода исполнения установлено, что по двум поручениям о подготовке предложений с экономическим обоснованием по развитию комплексной системы информатизации деятельности Ростехнадзора и о подготовке плана-графика разработки и внедрения аппаратно-программного обеспечения в целях автоматизации функций оформления заключений экспертизы промышленной безопасности требуемый результат пока не достигнут. В настоящее время модернизированная система электронного документооборота внедрена в центральном аппарате, Северо-Восточном и Ленском управлениях Ростехнадзора. Коллегия приняла к сведению сообщение начальника Организационно-аналитического управления Ростехнадзора.

Также заслушаны сообщения заместителя руководителя Ростехнадзора А.Я. Геллера об информационно-коммуникационных технологиях Ростехнадзора, итогах 2018 г. и плане на 2019 г. и начальника Правового управления Ростехнадзора Д.А. Яковлева о нормативно-правовом обеспечении проведения контрольно-надзорных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (принято к сведению).

Заслушав доклад А.Я. Геллера, рассказавшего о проблемах внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность Ростехнадзора (основная проблема — недостаточное финансирование), о результатах внедрения системы электронного документооборота в центральном аппарате, Северо-Восточном и Ленском управлениях Ростехнадзора, плане развития информатизации на 2019 г., коллегия Ростехнадзора решила, что Управлению информатизации Ростехнадзора необходимо представить предложения по разработке системного проекта, предусматривающего развитие информационно-коммуникационных технологий Ростехнадзора до 2023 г., совместно со структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами Ростехнадзора: обеспечить на постоянной основе своевременную подготовку, направление на согласование в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ плана информатизации Ростехнадзора и его согласование; обеспечить функционирование системы электронного документооборота; представить предложения по вопросу получения территориальными отделами территориальных управлений Ростехнадзора из аналитических центров (диспетчерских) ОПО (с учетом перспективы внедрения дистанционного мониторинга параметров безопасности ОПО I и II классов опасности) данных, в том числе по минимально необходимому перечню данных в соответствии с признаками опасности объектов.

Ю.П. Непоседова (Ростехнадзор), Н.А. Пиляев, фото Р.Н. Пиляева (ЗАО НТЦ ПБ)

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее

В Ростехнадзоре
Год: 2019
Номер журнала: Январь