К вопросу о безопасности грузовых подвесных канатных дорог


Аннотация:

Высокие темпы развития горнодобывающей отрасли последних лет повлекли за собой переосмысление значения грузовых подвесных канатных дорог как одного из видов промышленного транспорта.
Благодаря возможности соединять пункты загрузки и выгрузки напрямую и при этом не зависеть от рельефа местности, естественных препятствий или искусственных сооружений, общее число подвесных канатных дорог неуклонно растет. Однако именно большая высота расположения канатов в сочетании со значительным усилием их натяжения (до 80–100 т) является существенным признаком опасности канатных дорог.
Эти и другие обстоятельства требуют тщательного подхода к идентификации и прогнозированию опасностей, оценке рисков возникновения аварийных ситуаций и осуществлению мероприятий для их минимизации и полного устранения.
Представлена схема анализа вероятности и последствий идентифицированных опасных событий с учетом наличия и эффективности применяемых способов управления.
Максимально возможный ущерб, а также вероятность его проявления оценивается для каждой опасной ситуации и классифицируется по категориям на основании повреждения канатной дороги или травмы, полученной конкретным работником. На стадии проектирования дороги вероятность возникновения ущерба, как правило, не всегда до конца ясна. Предложена матрица для оценки как повреждения канатной дороги, так и травм людей.
Рассмотрены отдельные элементы методики оценки и минимизации рисков на стадии проектирования грузовых подвесных канатных дорог, которые осваиваются и активно применяются организациями, специализирующимися в сфере канатно-транспортных систем. Это позволило значительно снизить число аварий на канатном транспорте.
Соблюдение требований безопасной эксплуатации, как и техническое состояние канатных дорог, регулярно контролируется надзорными органами и экспертными организациями. Данное требование исполняются, как правило, самым неукоснительным образом всеми участниками проектирования, изготовления, строительства, эксплуатации. Это и определяет тот факт, что из всех известных транспортных средств подвесные канатные дороги по числу аварий или инцидентов, приходящихся на единицу объема перевозимого груза или количество пассажиров, имеют самые низкие показатели.
Канатные дороги по совокупности таких параметров, как надежность, долговечность и безопасность, в том числе экологическая, не имеют себе равных.

А.Е. Брюзгин, руководитель направления, zao-spm@mail.ru АО «КАНЕКС ТЕХНОЛОГИЯ», Москва, Россия В.В. Чернышев, заместитель начальника управления Ростехнадзор, Москва, Россия


Подпишитесь чтобы читать статьи полностью

Год за

16 848 р.

Подписаться
Подписка - это:
  • Возможность читать полные тексты статей за последние 3 года (недоступны без подписки)
  • Свежий номер до его печатного издания
  • Удобное чтение с любого типа устройств (Компьютеры, планшеты, смартфоны)
Список литературы:
1. Годовой отчет о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2017 году. URL: http://www.gosnadzor.ru/public/annual_reports/ (дата обращения: 30.06.2018).
 2. О техническом регулировании: федер. закон от 27 дек. 2002 г. URL: http://docs.cntd.ru/document/901836556 (дата обращения: 30.06.2018).
 3. Об Основах государственной политики Российской Федерации в области промышленной безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу: Указ Президента Рос. Федерации от 6 мая 2018 г. № 198. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&firstDoc=1&lastDoc=1&nd=102468153 (дата обращения: 30.06.2018).
 4. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 дек. 2004 г. № 190-ФЗ. URL: http://www.tdesant.ru/info/item/100 (дата обращения: 30.06.2018).
 5. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. — М.: ЗАО НТЦ ПБ, 2017. — 52 с.
 6. BS EN 12929-1:2015. Safety requirements for cableway installations designed to carry persons. General requirements. Requirements for all installations. URL: https://shop.bsigroup.com/ProductDetail/?pid=000000000030277123 (дата обращения: 30.09.2018).
 7. ТР ТС 010/2011. Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования». URL: http://docs.cntd.ru/document/902307904 (дата обращения: 30.06.2018).
 8. Методические основы по проведению анализа опасностей и оценки риска аварий на опасных производственных объектах: рук. по безопасности. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200133801 (дата обращения: 30.06.2018).
 9. Recommendations for the construction and operation of material handling unidirectional and reversible ropeway installations, cable cranes and material handling funiculars (Edition 2010). In 8 books. 8 book// O.I.T.A.F. URL: http://www.oitaf.org/english/oitaf_e-06.htm (дата обращения: 30.06.2018).
 10. Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог: федер. нормы и правила в обл. пром. безопасности. URL: http://docs.cntd.ru/document/499061808 (дата обращения: 30.06.2018).
 11. Цаликов Р.Х., Акимов В.А., Козлов К.А. Оценка природной, техногенной и экологической безопасности России. — М.: ВНИИГОЧС, 2009. — 464 с.
 12. ГОСТ Р ИСО/МЭК 31010—2011. Менеджмент риска. Методы оценки риска. URL: http://gostexpert.ru/data/files/31010-2011/70918.pdf (дата обращения: 30.06.2018).
 13. Свод правил СП 37.13330.2012. Промышленный транспорт. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200095520 (дата обращения: 30.06.2018).
 14. Бовский Г.Н., Жегульский И.В. Пассажирские канатные дороги. — М.: Изд. центр ДГТУ, 2016. — 210 с.

Журнал входит в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук, сформированный ВАК Минобрнауки России. Публикуются статьи по следующим отраслям и группам научных специальностей: 01.04.00 — физика; 05.26.00 — безопасность деятельности человека; 02.00.00 — химические науки.

Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и в международные базы данных: Scopus, Chemical Abstracts Service (CAS), EBSCO Publishing, Ulrich's Periodicals Directory.

подробнее